Может ли гражданин получить номер ИНН в МФЦ? Да, это возможно, если многофункциональный центр оказывает такую услугу. В этом случае надо обратиться в МФЦ и заполнить на месте заявление о постановке на учет в налоговом органе. Через несколько дней гражданину будет присвоен ИНН и выдано свидетельство о постановке на учет прямо в МФЦ.
Зачем нужен ИНН
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) нужен для учета различных сведений о физическом лице – налогоплательщике в налоговых органах.
ИНН включает 12 цифр, содержащих в себе информацию о налоговом органе, который присвоил ИНН гражданину, информацию о порядковом номере записи о гражданине в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков. Кроме того, цифровой код содержит контрольную информацию.
С помощью ИНН налоговые органы учитывают следующую информацию:
- о доходах гражданина, облагаемых налогами;
- о налогооблагаемом имуществе, принадлежащем гражданину;
- об уплачиваемых гражданином налогах;
- о начисленных гражданину пенях и штрафах, а также об их уплате.
Налоговый орган присваивает гражданину ИНН в следующих случаях:
- при первичной самостоятельной постановке гражданина на учет в налоговом органе;
- при постановке на учет гражданина его работодателем;
- при наличии у гражданина налогооблагаемого имущества. В этом случае налоговый орган на основе имеющейся у него информации открывает на гражданина учетное дело и присваивает ИНН, не дожидаясь заявления от него.
Итак, ИНН присваивается налоговым органом либо по заявлению (от него или от работодателя), либо при наличии информации о налогооблагаемом имуществе физического лица. Во втором случае гражданин может и не знать о том, что ему налоговая уже присвоила ИНН.
В любом случае основанием для присвоения гражданину ИНН является постановка его на учет в налоговом органе. А постановка на учет, напомним, производится налоговым органом по заявлению или при наличии имущества.
Порядок получения ИНН через МФЦ
Сразу хотим обратить внимание на следующее. Если у вас уже точно есть ИНН, и вы хотите всего лишь узнать его (в случае если вы его потеряли или он срочно понадобился, а под рукой нет), то наиболее простым способом будет обращение напрямую с налоговую инспекцию или использование Интернета (как наиболее быстрого способа получения информации).
Если же у вас ИНН вообще нет (и вы об этом точно знаете), то вам его надо получить. Но получить его вы сможете только при условии, что встанете на учет в налоговую инспекцию.
Встать на учет в налоговую и получить ИНН вы можете в том числе и через МФЦ. О том, как это сделать мы расскажем ниже.
На первом шаге надо узнать, оказывает ли ваш МФЦ такую услугу, как «Постановка физического лица на учет в налоговом органе». Если такая услуга оказывается, то надо обратиться в этот МФЦ.
На прием в МФЦ для получения ИНН можно записаться по телефону, но можно и просто явиться лично и попасть на прием в порядке живой очереди.
Прямо во время приема у окна специалиста МФЦ можно заполнить заявление о постановке на учет в налоговом органе.
Специалист МФЦ принимает ваше заявление, проверяет ваш паспорт и снимает с него копию. На этом, собственно, процедура подачи заявки в МФЦ на получение ИНН и заканчивается.
Не забудьте взять с собой в МФЦ личный паспорт или другой документ, его заменяющий.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, в котором будет указан присвоенный вам ИНН, вы сможете получить в МФЦ через 7-10 рабочих дней после подачи заявления. Дело в том, что срок выдачи свидетельства налоговым органом составляет 5 рабочих дней. К этим дням надо прибавить время, необходимое для передачи свидетельства из налогового органа в МФЦ.
Получение ИНН с помощью МФЦ очень похоже по порядку на получение идентификационного номера налогоплательщика непосредственно в налоговой инспекции. Какой их этих способов выбрать, решать вам.
Если вы сами не можете посетить МФЦ для подачи заявления и получения свидетельства, то за вас это может сделать ваш представитель, имея на руках нотариально заверенную доверенность.
Отдельные вопросы по МФЦ и ИНН
Сколько стоит получение ИНН в МФЦ?
Постановка на учет в налоговую инспекцию производится бесплатно. Поэтому и за получение ИНН плата не взимается. Но если вы хотите получить свидетельство о постановке на учет повторно (ввиду, например, утраты первоначально выданного свидетельства), то вам придется заплатить госпошлину в размере 300 рублей.
Надо ли получать новый ИНН при смене фамилии?
Да, при смене фамилии, имени или отчества, а также при изменении даты рождения, места рождения, при смене пола, вы можете получить новое свидетельство о постановке на учет (и получить его вы можете также в МФЦ). Но в этом новом свидетельстве будет указан тот же первоначально присвоенный вам ИНН. Получение нового свидетельства со старым ИНН производится бесплатно.
В течение какого времени присваивается ИНН при подаче заявления через МФЦ?
Вы получите ИНН в течение 7-10 рабочих дней, если будете действовать через МФЦ. При обращении в налоговую инспекцию напрямую вы получите ИНН не более чем через 5 рабочих дней.