Взыскание со страховой компании ущерба по каско возможно в случае, если компания отказывается возмещать ущерб либо страхователь не согласен с оценкой убытков и суммой, предлагаемой в качестве возмещения.
О том, как взыскать ущерб по каско со страховой компании, вы узнаете из статьи.
Анализ обоснованности отказа в возмещении по каско
Если страховая компания отказывает в возмещении ущерба по договору каско, то, скорее всего, взыскание убытков придется осуществлять через суд.
Но прежде всего надо установить действительную причину отказа и оценить обоснованность такого отказа.
Первое, что надо сделать, это получить от страховой компании письменный отказ в страховом возмещении со ссылками на законодательство РФ и на правила страхования, принятые в компании.
Основания отказа, приведенные в ответе страховой компании, должны соответствовать перечню оснований, установленных законом.
Если основания отказа являются законными, то дальнейшие попытки взыскать возмещение, скорее всего, бессмысленны.
Если же в действиях страховой выявлены несоответствия действующему законодательству, то страхователь направляет ей заявление со своими требованиями.
Обращение в страховую компанию
В заявлении, направляемом в страховую компанию, необходимо указать:
- дату направления заявления;
- наименование, место нахождения и иную контактную информацию о страховой компании;
- ФИО, паспортные данные, адрес места жительства, телефон, адрес электронной почты застрахованного лица (страхователя);
- требования и обстоятельства, на которых основаны эти требования;
- правовые основания направляемого требования с указанием ссылок на нормы закона;
- реквизиты банковского счета (если требование является денежным);
- перечень прилагаемых к заявлению документов.
Заявление в страховую компанию можно направить в письменной или электронной форме.
Страховая компания обязана рассмотреть заявление и направить страхователю обоснованный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении требований в следующие сроки:
- в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, направленного в электронной форме по стандартной форме, если со дня нарушения прав страхователя прошло не более 180 дней;
- в течение 30 дней со дня получения заявления — в иных случаях.
Обращение к финансовому уполномоченному
Если ответ от страховой компании страхователя не устраивает или страховая вообще не ответила на заявление в течение установленных сроков, страхователь может обращаться в суд.
Но до обращения в суд страхователь направляет обращение финансовому уполномоченному. Это связано с тем, что с 01 июня 2019 года введен порядок, в соответствии с которым до обращения в суд с требованиями к страховой компании страхователь должен обратиться к финансовому уполномоченному. Однако, если размер требований страхователя превышает 500 тысяч рублей, то он вправе сразу обратиться в суд без направления обращения финансовому уполномоченному.
Обращение направляется лично либо через законного представителя.
Обращение к финансовому уполномоченному направляется в письменной или электронной форме и должно включать в себя, в частности, следующие сведения:
- фамилию, имя и отчество страхователя, дату и место рождения, место жительства, почтовый адрес и иные контактные данные;
- наименование, место нахождения страховой компании;
- сведения о существе спора, размере требования имущественного характера;
- сведения о направлении заявления страховщику и его ответе;
- дату направления обращения.
По общему правилу финансовый уполномоченный рассматривает обращение и принимает по нему решение в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения.
До принятия решения финансовый уполномоченный вправе направить страховщику свои предложения об урегулировании спора. Если в ходе рассмотрения спора между страхователем и страховой компанией достигнуто соглашение, то решение по обращению финансовым уполномоченным не принимается.
Подача иска в суд
Страхователь может обратиться в суд только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случая, когда такое решение не принято в течение установленного срока. Это не относится к случаям, когда страхователь может сразу обращаться в суд.
В исковом заявлении желательно описать конкретные события, даты, действия страхователя и страховой компании, бездействие страховой. Страхователю необходимо обосновать свои требования, ссылаясь на нормы законодательства РФ.
К заявлению необходимо приложить все документы, имеющие отношение к спорной ситуации (документы, выданные ГИБДД или другими органами, документы, полученные в результате общения со страховой компанией (претензию, ответ на нее и т.п.)).
В качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора страхователь может представить в суд, в частности, решение финансового уполномоченного и другие документы.
К исковому заявлению крайне желательно приложить отчет о независимой оценке (стоимости ремонта) автомобиля (если автомобилю причинен ущерб).
Исковое заявление страхователь может подать по месту своего жительства. Он может не уплачивать госпошлину.
Полезно иметь в виду, что страхователь может одновременно подать иск о получении со страховой компании неустойку, а также штраф в размере 50 процентов от взысканной суммы.
Более того, страхователь в случае возникновения убытков вследствие несвоевременной выплаты страхового возмещения может взыскать убытки со страховой компании.