В соответствии с методикой определения размера расходов на ремонт в отношении поврежденного автомобиля, утвержденной Банком России, размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.
Данное правило ставит потерпевшего в довольно странное положение, при котором он вынужден нести непредвиденные расходы. Рассмотрим простую ситуацию. В результате ДТП пострадал задний бампер автомобиля потерпевшего. Бампер подлежит замене. В сумму восстановительного ремонта, кроме стоимости работ, входит стоимость бампера его автомобиля, но с учетом износа. При определении стоимости ремонта страховая компания оценит ущерб потерпевшего с учетом стоимости изношенного бампера, которая может оказаться существенно ниже (в разы) стоимости нового бампера. На станции технического обслуживание на автомобиль потерпевшего будет установлен новый бампер, а разницу в стоимости между новым и изношенным бампером будет оплачивать потерпевший.
Давайте попробуем разобраться, почему так происходит и почему установлены такие правила.
Дело здесь вот в чем. В страховании существуют два основополагающих принципа возмещения вреда:
- с одной стороны, должно быть полностью восстановлено положение потерпевшего, в котором он находился до причинения вреда (в приведенном выше примере на автомобиль потерпевшего должен быть установлен точно такой же бампер, какой имелся до ДТП);
- с другой стороны, потерпевший не должен в результате возмещения вреда неосновательно обогатиться (то есть, если потерпевшему поставить новый бампер, то он, вроде как обогатится в результате такой замены).
Законодатель установил правило, в соответствии с которым расчет суммы возмещения по ОСАГО производится с учетом износа деталей.
Ответ на вопрос о том, обеспечивает ли возмещение расходов на ремонт с учетом износа полное возмещение причиненного вреда, может быть различным, в зависимости от того что понимается под полным возмещением вреда. Если под этим понимается приведение автомобиля в экономически прежнее состояние, то учет износа оправдан. Если же под полным возмещением вреда считается приведение автомобиля в прежнее состояние не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения потребителя, то возмещение расходов на восстановление с учетом износа не обеспечит полного возмещения вреда, так как потерпевшему придется оплатить ремонт с использованием новых деталей, а страховая выплата при этом будет меньше потраченной на ремонт суммы.
Надо признать, что описанные выше подходы существенно различаются. И отсутствие единства отражается также на судебной практике.
Есть позиция Верховного Суда РФ, в соответствии с которой надлежащим исполнением обязательств по возмещению имущественного вреда, причиненного ДТП, является возмещение расходов на восстановление состояния автомобиля, в котором он находился до момента дорожно-транспортного происшествия. При этом защита права потерпевшего посредством полного возмещения вреда должна обеспечивать восстановление его нарушенного права, но не приводить к его неосновательному обогащению. Возмещение потерпевшему реального ущерба при наличии у автомобиля износа на момент причинения ему повреждений не может осуществляться путем взыскания денежных сумм, превышающих стоимость поврежденного имущества либо стоимость работ по приведению этого имущества в состояние, существовавшее на момент причинения вреда.
С другой стороны, есть позиция Конституционного Суда РФ, согласно которой потерпевший при недостаточности произведенной с учетом износа деталей страховой выплаты по ОСАГО на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.
Конституционный Суд РФ также отметил, что данная правовая позиция носит общий характер и распространяется на все формы возмещения вреда по ОСАГО, в том числе на возмещение вреда, осуществляемое путем выдачи и организации оплаты восстановительного ремонта поврежденного автомобиля потерпевшего на СТО.
К сожалению, в настоящее время некоторые суды по-прежнему рассматривают взыскание стоимости восстановительного ремонта без учета износа деталей за вычетом суммы, выплаченной страховщиком, как неосновательное обогащение потерпевшего и отказывают в удовлетворении исковых требований потерпевших к виновникам ДТП.
Напомним, что в соответствии с законом об ОСАГО страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в РФ, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
Страховщик после осмотра поврежденного автомобиля потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на СТО и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного автомобиля потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного автомобиля.
При проведении восстановительного ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного автомобиля требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Но если между страховщиком и потерпевшим достигнуто соответствующее соглашение, то использование бывших в потреблении деталей допускается.