Любой гражданин может отказаться от страховки в любой момент. Оформить свой отказ можно путем подачи в страховую компанию заявления об отказе от договора страхования.
Общие правила отказа от страховки
Гражданским кодексом РФ установлено право любого гражданина, заключившего договор страхования, отказаться от страховки и расторгнуть договор. Лишить застрахованного этого права нельзя.
Основные вопросы, связанные с отказом от страховки, примерно следующие:
- будет ли возвращена застрахованному страховая премия?
- в каких случаях, в каком размере и в какие сроки?
Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.
До 2016 года возврат денег за страховку (страховой премии) при отказе от страховки был возможен только в случае, если это было предусмотрено условиями договора страхования. В этом случае страховая чаще всего возвращала деньги в размере, пропорциональном оставшемуся сроку действия договора.
В 2016 году у застрахованных лиц появилась возможность отказаться от страхования и вернуть уплаченные деньги (страховую премию) полностью или большую их часть. Это можно стало сделать в так называемый период охлаждения. С 2018 года этот период составляет 14 календарных дней.
Каждая страховая компания обязана предусмотреть в договоре условие о возврате застрахованному лицу уплаченной страховой премии в случае его отказа от добровольного страхования в течение периода охлаждения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде страхового случая.
Ниже рассмотрены варианты отказа от договора страхования в период охлаждения и после периода охлаждения.
Отказ от страхования в период охлаждения
Напомним, что условия расторжения договора страхования в период охлаждения страховые компании должны обязательно прописывать в самом договоре страхования или дополнительном соглашении к нему, а также в правилах страхования. Отсутствие такой информации является нарушением со стороны страховой компании.
Минимальная длина периода охлаждения составляет 14 календарных дней с момента заключения договора. Но страховая компания может по собственной инициативе установить более длинный период. В этом случае условия удлиненного периода охлаждения должны быть отражены в правилах страхования или в договоре.
Если отказ от страхования происходит в момент, когда договор страхования еще не вступил в силу, то застрахованному вернут полную стоимость полиса (всю уплаченную им страховую премию).
Если страховка уже начала действовать, то при отсутствии страхового случая компания возвращает застрахованному лицу почти все уплаченные им в качестве страховой премии деньги. Страховая компания может оставить себе лишь часть страховой премии в размере, пропорциональном количеству дней, которые прошли с начала действия договора. А это – очень небольшая сумма. Поэтому некоторые страховые вообще себе ничего не оставляют.
Но если страховка уже действует и по ней наступил страховой случай, то деньги, уплаченные за полис, возврату не подлежат ни при каких условиях. Застрахованный получает при этом страховую выплату (страховку).
Обращаем внимание на то, что правило возврата страховой премии (или её части) при отказе от страховки действует только при добровольном страховании. Для ОСАГО, ОМС и других обязательных видов страхования это правило не действует.
К видам страхования, на которые распространяется правило возврата страховой премии при подаче заявления об отказе от договора страхования в период охлаждения, относятся:
- страхование имущества;
- страхование жизни;
- страхование от несчастных случаев и болезней;
- страхование гражданской ответственности за причинение вреда;
- страхование транспорта (каско);
- добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспорта;
- добровольного медицинского страхования (ДМС);
- страхования финансовых рисков;
- страхование выезжающих за рубеж (если это предусмотрено правилами страховой компании);
- страхование по «Зеленой карте» (если это предусмотрено правилами страховой компании).
Отказ после периода охлаждения
Напомним, что нормативно установленный период охлаждения составляет 14 календарных дней.
Если 14 дней уже прошло, то возможность возврата страховой суммы еще существует. Это может быть в двух случаях:
- страховая компания установила своими правилами более длинный период охлаждения;
- в договоре со страховой компанией имеется условие о том, что застрахованное лицо может по заявлению отказаться от страховки в любой момент периода страхования, и компания возвратит ему часть уплаченных за страховку денег (часть страховой премии).
Если период охлаждения завершился, и в договоре со страховой компанией нет условия о возврате страховой премии, то деньги застрахованному лицу возвращены не будут. Такое правило установлено Гражданским кодексом РФ.
Форма заявления об отказе от договора страхования
Для того, чтобы запустить процесс отказа от договора страхования, застрахованный должен подать в страховую компанию письменное заявление об отказе от страховки.
Заявление вместе с необходимыми документами надо представить лично, либо отправить по почте. Никаких специально установленных требований к форме заявления нет. Оно пишется в свободной форме. Написать его можно от руки на обычном листе бумаги.
С образцом заявления об отказе от договора страхования можно ознакомиться здесь.
Вместе с заявлением нужно представить:
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- нотариально заверенную доверенность (если заявление и документы подает представитель);
- банковские реквизиты (для перечисления денег на счет);
- оригинал договора страхования;
- квитанцию об оплате страховой премии.
По нормативно установленным правилам договор расторгается, и страховка перестает действовать в тот же день, когда компания получила заявление об отказе от страховки.
Возврат денег компания должна произвести в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления и необходимых документов.
Выбор формы возврата денег (наличными или банковским переводом) остается за застрахованным лицом.