Как подать претензию по качеству товара

Претензия к качеству товара составляется в свободной форме. Основой содержательной части являются обстоятельства покупки товара, выявленные недостатки и требования покупателя. Направляется претензия самим покупателем лично, либо по почте заказным письмом, либо в форме электронного документа при соблюдении определенных условий.

Кому подается претензия

Претензией по качеству товара является письменное обращение покупателя к продавцу или изготовителю в связи с обнаружением недостатков в товаре или ненадлежащим исполнением продавцом своих обязательств по договору.

Направляется претензия, как правило, продавцу или изготовителю. Поэтому в адресной части укажите получателя претензии, а именно:

  1. наименование (фамилию, имя, отчество) продавца (изготовителя);
  2. адрес его места нахождения (места жительства);
  3. телефон;
  4. адрес электронной почты (если он известен).

Данные о продавце (изготовителе) могут быть указаны, например, в чеке или квитанции на товар, в договоре, заключенном с вами, как покупателем.

Адрес места нахождения юридического лица — продавца (изготовителя) можно узнать также, в частности, по номеру ИНН или ОГРН на официальном сайте ФНС России.

В адресной части вам надо указать свои данные, а именно:

  1. фамилию, имя, отчество;
  2. адрес места жительства;
  3. контактный телефон;
  4. адрес электронной почты.

Виды претензий

В основе претензии лежит требование покупателя к продавцу. В отношении некачественных товаров (товаров, имеющих недостатки) существует несколько видов требований:

  • требование о возврате стоимости товара;
  • требование о замене некачественного товара на аналогичный товар надлежащего качества;
  • требование о замене некачественного товара на такой же товар надлежащего качества;
  • требование о безвозмездном устранении недостатков.
  • С помощью вышеприведенных ссылок вы можете ознакомиться с образцами всех перечисленных видов требований, а также скачать образцы этих требований.

    Теперь поговорим о содержательной части претензии.

    В тексте претензии укажите следующее:

    1. Обстоятельства приобретения товара. Напишите, когда, где и по какой цене приобретен товар. Сошлитесь на документ, подтверждающий приобретение товара (например, кассовый или товарный чек, договор, акт приемки-передачи). Копии указанных документов приложите к претензии. Имейте в виду, что отсутствие кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. В этом случае вы вправе ссылаться, в частности, на свидетельские показания.
    2. Какой недостаток имеет товар и когда он был обнаружен, а также как он проявляется. Вы можете отметить нарушения, которые допустил продавец при исполнении своих обязательств по договору (например, нарушение сроков передачи товара).
    3. Ваши требования (например, о возврате денежных средств, требование о безвозмездном устранении недостатков).
    4. Перечень прилагаемых к претензии документов.

    Претензию подпишите личной подписью и укажите дату.

    Порядок направления

    Претензию продавцу направьте одним из нижеописанных способов:

    1. Лично. Для этого изготовьте два экземпляра претензии. Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее от вас претензию, проставило свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца.
    2. По почте или с помощью иных служб доставки. Рекомендуется направить претензию по адресу продавца заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, что позволит вам подтвердить дату ее получения адресатом.

    В форме электронного документа, например, посредством электронной почты, факсимильной и иной связи. Однако в этом случае должна иметься возможность достоверно установить, от кого претензия исходит и кому адресована.

    Если вы купили товар дистанционным способом и при этом продавец не довел до вас информацию о форме и способах направления претензий в установленном порядке, вы вправе направить претензию в любой форме и любым способом.

    Имейте в виду, что в случае необходимости доказывать факт направления претензии придется в любом случае вам.
    Продавец обязан ответить на вашу претензию.

    юрист-советник