Какая информация должна быть в уголке потребителя

В соответствии с требованиями законодательства РФ продавцы обязаны доводить до сведения покупателей товаров, (потребителей услуг) определенную информацию, документы и предоставлять оборудование. С этой целью в помещении продавца оборудуется специальное место, которое часто называется «уголок потребителя». О том, какая информация должна быть представлена в уголке потребителя, и что делать, если уголок не отвечает требованиям Роспотребнадзора, вы узнаете из статьи.

Оснащение уголка потребителя 2024: какая информация и документы?

Имеется несколько нормативных документов, устанавливающих правила оснащения уголка потребителя в различных организациях и предприятиях. В частности, утверждены правила для предприятий общественного питания, медицинских организаций, предприятий торговли. К числу таких нормативных документов относятся:

  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования…»;
  •  Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;
  •  Постановление Правительства от 11.05.2023 N 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Перечисленные постановления являются актуальными и на сегодняшний день. То есть все установление ими правила продолжают действовать в 2024 году. Имеются в виду правила оснащения уголка потребителя, требования к информации, которая должна в нем присутствовать.

Что такое обман потребителя

Отметим, что основным документом, объединяющим перечисленные постановления, является закон о защите прав потребителей (закон 2300-1).

Контроль правильности оформления уголка, наличия информации, которая там должна быть, осуществляет Роспотребнадзор. Поэтому, если уголок потребителя не соответствует установленным требованиям, то Роспотребнадзор имеет право:

  • как на организацию внеплановой проверки организации,
  • так и на возбуждение дела об административном правонарушении.

Информация и документы в уголке потребителя

В уголке потребителя должна быть размещена следующая информация, документы и оборудование:

  1. Информация о продавце или об организации, оказывающей услуги:
    1. информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;
    2. информация о виде деятельности продавца (организации, оказывающей услуги), в случае если деятельность подлежит лицензированию. Или информация о государственной аккредитации;
    3. номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию. В случае если осуществляемый продавцом (организацией, оказывающей услуги) вид деятельности подлежит лицензированию;
    4. номер свидетельства о государственной аккредитации, срок его действия, информация об органе, выдавшем свидетельство. В случае если организация, оказывающая услуги, имеет государственную аккредитацию.
  2. Нормативные акты, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей:
    1. закон о защите прав потребителей;
    2. правила, в соответствии с которыми осуществляется продажа товаров или оказание услуг. В частности, Правила, утвержденные перечисленными выше Постановлениями Правительства РФ.
  3. Другие документы и оборудование:
    1. книга жалоб (отзывов) и предложений. Её должны предоставлять покупателю или потребителю услуг по его требованию;
    2. измерительное оборудование для проверки покупателем цены, меры и веса приобретаемого товара. Продавец обязан иметь и содержать средства измерения в исправном состоянии. Более того, он должен своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку;
  4. информация о территориальном органе Роспотребнадзора и других органах государственной власти, осуществляющих контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности организации;
  5. иная информация в зависимости от сферы деятельности продавца (организации, оказывающей услуги).

Как оформляется уголок потребителя

Одним из основных требований к уголку потребителя является требование наглядности и доступности для потребителей (покупателей, посетителей).

Информацию для потребителя обычно размещают на специальном стенде — так называемом уголке потребителя. Такой стенд надо размещать не в дальнем и темном углу, а, как указано в Правилах продажи товаров, в удобных для ознакомления покупателя местах. Напомним, что упомянутые Правила утвердило Правительство РФ своим Постановлением от 31.12.2020 N 2463.

Устроителям уголка для потребителей полезно знать, что информация там должна быть актуальной. То есть продавец (исполнитель, оказывающий услуги) обязан контролировать, чтобы все документы в уголке были действующими. Информацию в уголке нужно своевременно обновлять. Например, в случаях продления лицензии, изменений данных регистрации или иных изменений. В противном случае уголок потребителя, не отвечающий требованиям, привлечет внимание Роспотребнадзора.

Уголок также необходимо оснащать при проведении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях. Это если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.

Не требуется организовывать уголок для потребителей при разносной торговле. В этом случае представитель продавца должен иметь личную карточку. На ней должна быть фотография, указаны ФИО продавца и другие сведения о нем. Личная карточка должна быть заверена как подписью лица, ответственного за ее оформление, так и печатью продавца (при ее наличии).

Что делать, если уголок потребителя не отвечает требованиям Роспотребнадзора

А если в месте продажи товаров, оказания услуг отсутствует уголок потребителей? Тогда гражданин оказывается лишенным возможности ознакомиться с необходимой и полезной ему информацией. В этом случае он может обратиться с жалобой в довольно большое количество инстанций. Среди них можно назвать самого продавца (исполнителя услуг), Роспотребнадзор, прокуратуру, полицию, органы местного самоуправления, суд. Более подробную информацию вы найдете ниже.

Итак, уголок с информацией и документами не отвечает установленным требованиям (в том числе требованиям Роспотребнадзора. В этом случае то потребитель (в том числе в 2024 году) может предпринять следующие действия:

  1. Он может обратиться к продавцу (лицу, оказывающему услуги) с письменным требованием оборудовать уголок потребителя. В требовании можно указать, какая информация отсутствует в уголке потребителя и не доводится до сведения потребителей.
  2. Потребитель может подать жалобу в территориальный орган Роспотребнадзора. Обращаем внимание на следующее обстоятельство, связанное с обращение в Роспотребнадзор. По общему правилу, обращение в указанный орган возможно только после предварительного обращения к продавцу (исполнителю услуг). Однако в некоторых случаях можно сразу обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Это, когда имеется угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан или когда вред уже причинен. В случае подачи такой жалобы ответственных лиц могут привлечь к административной ответственности после проведения проверки.
  3. Жалобу, связанную с уголком, потребитель может сразу направить в органы прокуратуры. Они имеют полномочия на возбуждение производства об административном правонарушении.
  4. При отсутствии уголка потребителя при продаже определенных видов товаров можно обратиться в полицию. К таким товарам относятся:
    1. автомобили, мотоциклы, мопеды;
    2. изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;
    3. лекарства, медицинские изделия;
    4. товары бытовой химии;
    5. компакт-диски;
    6. программы для ЭВМ и базы данных;
    7. оружие и патроны;
    8. алкогольная продукция и пиво.
  5. Потребитель может направить жалобу также в органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей. Они, в свою очередь, обращаются в органы государственной власти для принятия соответствующих мер.
  6. Наконец, потребитель может обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя. Однако обращение в суд исключительно с требованием оборудовать уголок потребителя будет выглядеть несколько странным. Хотя в сложных случаях, связанных с нарушением прав потребителя, без обращения в суд не обойтись.
юрист-советник