Претензия к качеству товара составляется в свободной форме. Основой содержательной части являются обстоятельства покупки товара, выявленные недостатки и требования покупателя. Претензию покупатель может передать продавцу или изготовителю товара лично, направить по почте заказным письмом, либо переслать в форме электронного документа при соблюдении определенных условий.
Кому подается претензия
Претензией по качеству товара является письменное обращение покупателя к продавцу или изготовителю в связи с обнаружением недостатков в товаре или ненадлежащим исполнением продавцом своих обязательств по договору.
Направляется претензия, как правило, продавцу или изготовителю. Поэтому в адресной части укажите получателя претензии, а именно:
- наименование (фамилию, имя, отчество) продавца (изготовителя);
- адрес его места нахождения (места жительства);
- телефон;
- адрес электронной почты (если он известен).
Данные о продавце (изготовителе) можно найти, например, в чеке или квитанции на товар, в договоре, заключенном с вами, как покупателем.
Адрес места нахождения юридического лица — продавца (изготовителя) можно узнать также, в частности, по номеру ИНН или ОГРН на официальном сайте ФНС России.
В адресной части вам надо указать свои данные, а именно:
- фамилию, имя, отчество;
- адрес места жительства;
- контактный телефон;
- адрес электронной почты.
Виды претензий
В основе претензии лежит требование покупателя к продавцу. В отношении некачественных товаров (товаров, имеющих недостатки) существует несколько видов требований:
С помощью вышеприведенных ссылок вы можете ознакомиться с образцами всех перечисленных видов требований, а также скачать образцы этих требований.
Теперь поговорим о содержательной части претензии.
В тексте претензии укажите следующее:
- Обстоятельства приобретения товара. Напишите, когда, где и по какой цене приобретен товар. Сошлитесь на документ, подтверждающий приобретение товара (например, кассовый или товарный чек, договор, акт приемки-передачи). Копии указанных документов приложите к претензии. Имейте в виду, что отсутствие кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. В этом случае вы вправе ссылаться, в частности, на свидетельские показания.
- Какой недостаток имеет товар и когда он был обнаружен, а также как он проявляется. Вы можете отметить нарушения, которые допустил продавец при исполнении своих обязательств по договору (например, нарушение сроков передачи товара).
- Ваши требования (например, о возврате денежных средств, требование о безвозмездном устранении недостатков).
- Перечень прилагаемых к претензии документов.
Претензию подпишите личной подписью и укажите дату.
Порядок направления
Претензию продавцу направьте одним из нижеописанных способов:
- Лично. Для этого изготовьте два экземпляра претензии. Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее от вас претензию, проставило свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца.
- По почте или с помощью иных служб доставки. Рекомендуется направить претензию по адресу продавца заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, что позволит вам подтвердить дату ее получения адресатом.
В форме электронного документа, например, посредством электронной почты, факсимильной и иной связи. Однако в этом случае должна иметься возможность достоверно установить, от кого претензия исходит и кому адресована.
Если вы купили товар дистанционным способом и при этом продавец не довел до вас информацию о форме и способах направления претензий в установленном порядке, вы вправе направить претензию в любой форме и любым способом.
Имейте в виду, что в случае необходимости доказывать факт направления претензии придется в любом случае вам.
Продавец обязан ответить на вашу претензию.