В статье рассмотрена ситуация, связанная с учетом индивидуальным предпринимателем на УСН расходов на оплату стоимости товаров, приобретенных подотчетным лицом для дальнейшей реализации.
Сразу отметим, что ИП при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), уменьшают полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
В соответствии с правилами, установленными Налоговым кодексом РФ, расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров.
При этом ИП, применяющий УСН, должен при заполнении Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, в графе 2 указать дату и номер первичного документа, на основании которого осуществлена регистрируемая операция.
Обращаем внимание, что к первичным документам, на основании которых производятся записи в Книге учета доходов и расходов, относятся в том числе платежные документы (платежное поручение, выписка банка по операциям на расчетном счете, кассовый чек, и иные документы (товарные чеки, квитанции), подтверждающие прием (оплату) денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
Отдельно отметим, что расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в статье 252 Кодекса.
Так, согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные предпринимателем.
К обоснованным расходам относятся экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности ИП, направленной на получение дохода.
В соответствии с Указаниями Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У для выдачи наличных денег работнику под отчет (подотчетному лицу) на расходы, связанные с осуществлением деятельности индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 должен оформляться согласно распорядительному документу индивидуального предпринимателя либо письменному заявлению подотчетного лица. Распорядительный документ индивидуального предпринимателя допускается оформлять на несколько выдач наличных денег одному или нескольким подотчетным лицам с указанием фамилии (фамилий) и инициалов, суммы (сумм) наличных денег и срока (сроков), на который они выдаются.
Подотчетное лицо обязано в срок, установленный индивидуальным предпринимателем, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии — руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии — руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.
Учитывая изложенное, ИП при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе уменьшить полученные доходы на сумму расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных, в частности, подотчетным лицом для дальнейшей реализации (уменьшенных на величину расходов) при наличии таких первичных документов, как кассовый чек, товарный чек, чек об оплате через платежный терминал, выписки банка по операциям на расчетном счете и т.п., оформленных в соответствии с вышеуказанными требованиями, а также при наличии оформленных в соответствии с законодательством РФ подтверждающих документов.