Правила гарантийного ремонта товара

Гарантийный ремонт товара осуществляется изготовителем, продавцом или уполномоченными ими организациями. Покупатель товара может предъявить требование о ремонте в течение гарантийного срока или срока годности товара. Срок ремонта может устанавливаться письменным соглашением сторон, но не может превышать 45 дней.

Кто проводит гарантийный ремонт

Куда обращаться при обнаружении недостатков в купленном товаре при наличии гарантии? Это – один из первых вопросов, которые возникают у покупателя.

Требования о проведении гарантийного ремонта покупатель может предъявить к следующим лицам:

  • изготовителю;
  • продавцу;
  • организации или индивидуальному предпринимателю, специально уполномоченным изготовителем (продавцом) товара на проведение такого ремонта.

Обращаем внимание на то, что покупатель может обратиться к любому из перечисленных лиц по своему выбору. То есть при обнаружении в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, потребитель вправе потребовать незамедлительного безвозмездного устранения таких недостатков (гарантийного ремонта).

Информация об адресе (месте нахождения), наименовании изготовителя (продавца) и уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя в обязательном порядке должна доводиться до сведения покупателей.

Что такое гарантийный срок

Как правило, в обиходе под гарантийным сроком понимается:

  • гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация, импортер обязаны удовлетворить требования покупателя, установленные законодательством о защите прав потребителей;
  • срок службы — период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать покупателю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки товара. Такой срок устанавливается на товары, предназначенные для длительного использования;
  • срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Такой срок устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары.

Если гарантийный срок или срок годности не установлен, то требование о проведении гарантийного ремонта покупатель может предъявить в пределах двух лет со дня передачи ему товара.

Если гарантийный срок по договору составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены по его истечении, но в пределах двух лет, покупатель также имеет право предъявить требование продавцу (изготовителю) об устранении недостатков, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи ему или по причинам, возникшим до этого момента.
Более длительный срок предъявления требований установлен на случай обнаружения существенных недостатков товара.

Под существенным недостатком товара понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, а также другие подобные недостатки.

Так, покупатель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении существенных недостатков товара, если докажет, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара покупателю, в течение срока службы товара или в течение десяти лет со дня передачи товара покупателю в случае неустановления срока службы.

Существует также особенность по предъявлению гарантийных требований в отношении комплектующих изделий и составных частей товара. По общему правилу гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором.

Однако в случае, если на комплектующие изделия и составные части товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, покупатель может предъявить требования в связи с недостатками таких изделий (частей) при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если на комплектующие изделия установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, то покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

Некоторые особенности гарантийного срока

Когда начинает течь гарантийный срок или срок службы товара? По правилам, установленным законом о защите прав потребителей, эти сроки исчисляются со дня передачи товара покупателю или, если установить день передачи невозможно, со дня изготовления товара.

Однако для некоторых видов товаров есть исключения, связанные с началом течения сроков. Так, в частности:

  • для сезонных товаров (одежда, обувь и т.п.) гарантийный срок и срок службы исчисляется с момента наступления соответствующего сезона;
  • для товаров, купленные дистанционным способом (по почте) или по образцам гарантийный срок и срок службы исчисляется со дня доставки покупателю;
  • для товаров, которые не могут быть использованы потребителем вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (например, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если такой день определить невозможно, то эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара, которые исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

После устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался, то есть на период со дня обращения покупателя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара информация о дате такого обращения, дате передачи товара для ремонта, дате устранения недостатка с его описанием, об использованных деталях (материалах) и о дате выдачи отремонтированного товара предоставляется потребителю в письменной форме.

Если недостатки товара устранены путем замены комплектующего изделия (составной части товара), на которые установлены гарантийные сроки, то и на новое комплектующее изделие (составную часть) устанавливается тот же гарантийный срок, что и на замененное комплектующее изделие (составную часть), если иное не предусмотрено договором. Гарантийный срок исчисляется со дня выдачи покупателю товара по окончании ремонта.

Сроки выполнения ремонта по гарантии

Срок устранения недостатков определяется в письменной форме по соглашению сторон, но при этом не может превышать 45 дней.

Указанный срок может быть продлен, если во время устранения недостатков товара становится очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением срок. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для продления соглашения на новый срок и не освобождают от ответственности за нарушение первоначально определенного срока.

В отсутствие такого соглашения недостатки должны быть устранены в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения.

Срок устранения существенного недостатка товара (в отношении которого предусмотрены более длительные сроки предъявления требований) составляет 20 дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатка. Если требование не удовлетворено или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель вправе возвратить товар и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Предоставление аналогичного товара на время ремонта

На период ремонта товара длительного пользования покупатель вправе потребовать безвозмездного предоставления ему товара, обладающего теми же основными потребительскими свойствами, что и ремонтируемый товар. Требование должно быть удовлетворено лицом, осуществляющим ремонт, в течение трех дней с момента его предъявления. При этом указанный товар доставляется за счет этого лица.

Однако, есть ограничения. Требование о предоставлении аналогичного товара не распространяется на следующие товары:

  • автомобили, мотоциклы, прицепы и номерные агрегаты (двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси, кузов автотранспортного средства, а также коробка передач и мост самоходной машины) к ним, кроме товаров, предназначенных для инвалидов;
  • прогулочные суда и плавсредства;
  • мебель;
  • электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрогрелки и другие подобные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и (или) кожными покровами);
  • электрические, газовые и газоэлектрические приборы бытового назначения, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи;
  • гражданское оружие, основные части гражданского огнестрельного оружия, патроны к гражданскому оружию, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию;
  • ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни.

Гарантийный талон: зачем нужен

Гарантийный талон является документом, подтверждающим гарантийные обязательства продавца (изготовителя), то есть обязательства по обеспечению качества товара в течение определенного периода времени, являющегося гарантийным сроком.

По общему правилу форма такого талона законодательством не установлена (например, это могут быть отрывные документы, книжка с бланками для оформления оригинала и копии талона), составление указанного документа обязательным не является.

На практике составление гарантийных талонов распространено, в частности, в отношении технически сложных товаров.

При приобретении товара рекомендуется проверять оформление гарантийного талона, в частности, заполнены ли идентификационные признаки товара, дата продажи и т.п.

Следует отметить, что при передаче технически сложных бытовых товаров, бывших в употреблении, покупателю одновременно передается (при наличии у продавца) в том числе гарантийный талон на товар, подтверждающий право покупателя на использование оставшегося гарантийного срока.

Отсутствие гарантийного талона либо неправильное его оформление не является основанием для отказа покупателю в гарантийном обслуживании.

В частности, отсутствие гарантийного талона не лишает покупателя возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (в том числе о гарантийном сроке).

В связи с этим полезно иметь в виду, что условие о том, что гарантийное обслуживание распространяется на товар только при предъявлении надлежащим образом заполненного гарантийного талона, противоречит законодательству и является условием, ущемляющим права потребителя.