ИП, зарегистрированный в РФ, проживает за границей. Может ли он получить квалифицированную электронную подпись, не приезжая в РФ?
Электронную подпись выдает удостоверяющий центр. Аккредитованным удостоверяющим центром в России является Удостоверяющий центр ФНС России. Свою деятельность указанный Центр осуществляет в соответствии с Порядком реализации ФНС России функций аккредитованного удостоверяющего центра, утвержденным приказом ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@.
Упомянутый порядок содержит исчерпывающий перечень способов идентификации заявителя, обратившегося за получением квалифицированного сертификата в Удостоверяющий центр ФНС России, в том числе идентификацию заявителя без его личного присутствия.
Однако при первом получении квалифицированного сертификата идентификация заявителя производится только при его личном присутствии в месте выдачи. Собственно, это и есть ответ на вопрос о возможности получения квалифицированной электронной подписи без личного присутствия (в случае, например, нахождения гражданина за границей).
В связи с изложенным выше, при первом обращении в Удостоверяющий центр ФНС России для получения квалифицированного сертификата необходимо лично обратиться в налоговую инспекцию, оказывающую услугу по выдаче квалифицированной электронной подписи.
Более подробную информацию о порядке получения квалифицированной электронной подписи, включая перечень и график работы налоговых инспекций, оказывающих данную услугу, можно найти на официальном сайте ФНС России в разделе «Удостоверяющий центр ФНС России».
Полезно также иметь в виду, что для записи ключей электронной подписи в Удостоверяющем центре ФНС России предусмотрено использование носителей ключевой информации, сертифицированных федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности и (или) технической защиты информации (ФСБ России и (или) ФСТЭК России).