Существует несколько сроков предъявления претензий по недостаткам товара. Конкретный срок зависит от того, установлен ли по товару гарантийный срок, срок службы или срок годности. Кроме того, специальные сроки установлены в отношении технически сложных товаров.
Что такое гарантийный срок, срок службы и срок годности
Под гарантийным сроком понимается период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования потребителя. Это могут быть требования об обмене товара или возврате уплаченных за него денег, безвозмездном устранении недостатков товара.
Срок службы — это период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность в случае наличия существенных недостатков в нем.
Под сроком годности понимается период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
Срок подачи претензии при наличии гарантийного срока
Если вам продали некачественный товар, и вы обнаружили в недостатки (неисправности, негативные изменения потребительских свойств товара и т.п.), то вы вправе:
- потребовать его замены;
- либо потребовать устранения недостатков;
- либо вовсе вернуть товар и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
По общему правилу вы вправе предъявить продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному ИП, импортеру) требования по недостаткам товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Если гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, то вы вправе предъявить продавцу (изготовителю) претензию по ним, если докажете, что недостатки товара возникли до его передачи вам или по причинам, возникшим до этого момента.
Особые правила действуют в случае выявления существенных недостатков товара, то есть неустранимых недостатков или недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. При этом наличие возможности устранить недостаток само по себе не означает, что недостаток не является существенным.
Так вот, в случае существенных недостатков вам надо предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требования о безвозмездном их устранении.
Однако подать такую претензию вы можете только в следующих двух случаях:
- если вы можете доказать, что существенные недостатки возникли до передачи товара вам;
- если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара вам, но в течение срока службы товара. Напомним, что сроком годности является период, в течение которого изготовитель обеспечивает потребителю возможность использовать товар по назначению и несет ответственность за его существенные недостатки.
Уж коли речь идет о сроках подачи претензии по качеству, то напомним о правилах исчисления гарантийного срока, срока службы и срока годности товара.
По общему правилу гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
При этом для сезонных товаров (обуви, одежды и т.п.) гарантийный срок и срок службы исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, наступление которого определяется субъектами РФ исходя из климатических условий вашего места нахождения. При продаже товаров по образцам, по почте, а также если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, указанные сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю.
В отношении товаров, которые не могут быть использованы потребителем вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (например, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке), гарантийный срок не течет до устранения продавцом указанных обстоятельств. Если такой день определить невозможно, то гарантийный срок и срок службы исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Срок на претензию при отсутствии гарантийного срока
Если для купленного вами некачественного товара гарантийные сроки или сроки годности не установлены, то при обнаружении недостатков вы можете подать претензию в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара, если более длительные сроки не установлены законом или договором купли-продажи.
Для некоторых товаров не устанавливается срок их службы. Для таких товаров в случае обнаружения существенных недостатков требование о безвозмездном устранении его недостатков можно предъявить к изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному ИП, импортеру) товара в течение 10 лет со дня передачи товара вам. При этом вам придется доказать, что существенные недостатки возникли до передачи товара вам или по причинам, возникшим до этого.
Требования по недостаткам в технически сложных товарах
Для технически сложных товаров, таким как легковые автомобили, компьютеры, телевизоры, холодильники и т.п. установлен специальный срок подачи претензии по качеству товара.
Вы вправе потребовать возврата уплаченной за него суммы либо потребовать его замены (независимо от существенности недостатков) в течение 15 дней со дня передачи вам такого товара.
Если вы не успеваете подать претензию в 15-дневный срок, то вы можете подать её и позже. Но имейте при этом в виду, что ваши требования удовлетворят только в одном из следующих случаев:
- обнаружен существенный недостаток сложного товара;
- нарушены установленные законом сроки устранения недостатков товара;
- товар невозможно использовать более 30 дней (в совокупности) в течение любого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения различных недостатков товара.