Как ИП получить электронную подпись

В настоящее время ИП широко используют электронную подпись (ЭЦП) в рамках электронного взаимодействия с налоговой инспекцией, обмена документами с контрагентами и т.п. О том, как ИП может получить электронную подпись, вы узнаете из статьи.

Какие виды электронных подписей используют ИП

В своей деятельности индивидуальные предприниматели используют, как правило, два вида ЭЦП. Это:

  1. усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП);
  2. усиленная неквалифицированная электронная подпись.

Поговорим об этих подписях подробнее.

Квалифицированная подпись, во-первых, необходима всем тем ИП, которые по закону обязаны использовать онлайн-кассы. Без такой подписи ИП не может зарегистрировать ККТ в налоговой инспекции и оформить договор с компанией — оператором фискальных данных. Во-вторых, квалифицированная подпись используется ИП для выполнения операций в личном кабинете налогоплательщика.

ИП, использующие в своей деятельности квалифицированную электронную подпись, должны применять УКЭП индивидуального предпринимателя, квалифицированный сертификат которой выдается аккредитованными удостоверяющим центром. При этом в квалифицированном сертификате в качестве владельца данного сертификата указывается физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем.

Если от имени ИП действует физическое лицо на основании доверенности от этого ИП, то электронный документ подписывается квалифицированной электронной подписью физического лица, и одновременно представляется выданная индивидуальным предпринимателем доверенность. Указанная доверенность в электронной форме должна быть подписана квалифицированной электронной подписью ИП.

Неквалифицированную подпись индивидуальные предприниматели используют при ведении электронного документооборота внутри компании и при отправке документов своим деловым партнерам и контрагентам. При этом перед использованием усиленной неквалифицированной подписи для подписания контрактов и ведения электронного документооборота ИП должен заключить с контрагентами предварительный договор. Только в этом случае документы, подтвержденные усиленной неквалифицированной подписью, будут считаться равноценными бумажным документам с ручной подписью.

Как ИП может получить ЭЦП

С 1 января 2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов. То есть, с указанной даты ИП получает электронную подпись в Федеральной налоговой службе РФ.

При этом ФНС России с указанной даты обеспечивает квалифицированной подписью ИП на безвозмездной основе.

Получить квалифицированную электронную подпись ИП может лично в аккредитованном удостоверяющем центре ФНС России.

Однако наемные сотрудники ИП могут по-прежнему получить УКЭП в аккредитованных удостоверяющих центрах.

До указанной в первом абзаце даты ИП (а также юрлица и физлица) получают ЭЦП только в аккредитованных удостоверяющих центрах.

Чтобы получить усиленную подпись до 01 января 2022 года, нужно обратиться удостоверяющий центр. Как правило, на сайтах таких центров есть форма заявления и перечень требуемых документов. Для заказа подписи достаточно заполнить заявление и приложить к нему документы по списку. До выдачи подписи надо оплатить услуги удостоверяющего центра.

После изготовления электронной подписи ИП (как заявителю) выдают:

  1. ключ электронной подписи;
  2. ключ проверки электронной подписи;
  3. сертификат ключа проверки электронной подписи.

Указанные ключи и сертификат удостоверяющий центр выдает только тому лицу, на чье имя заказана подпись (владельцу сертификата). Если подпись получает другое лицо, то он должен иметь соответствующую доверенность.

юрист-советник