Как гражданину и юрлицу получить усиленную квалифицированную электронную подпись

В любом случае для получения усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр. Правила получения подписи гражданами и юридическими лицами несколько различаются. Поэтому в статье отдельно рассмотрен порядок получения УКЭП гражданином (физлицом) и порядок получения подписи юридическим лицом.

Получение усиленной квалифицированной подписи физлицом

УКЭП физическому лицу нужна, например, при подаче заявления и документов в орган регистрации прав (Росреестр). Подаваемые в электронной форме документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Отличительной особенностью УКЭП является то, что ключ проверки такой подписи указан в квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи.

Для получения квалифицированного сертификата гражданин обращается в удостоверяющий центр, аккредитованный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Перечень таких удостоверяющих центров размещен, в частности, на сайте Министерства цифрового развития и официальном сайте Росреестра.

Получить квалифицированный сертификат гражданин может также в Удостоверяющем центре Росреестра.

Порядок создания и выдачи сертификатов ключа проверки электронной подписи устанавливается каждым конкретным удостоверяющим центром.

За выдачу квалифицированного сертификата удостоверяющий центр может взимать плату.

Для получения квалифицированного сертификата гражданин представляет в удостоверяющий центр следующие документы и (или) сведения из них:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • номер СНИЛС;
  • ИНН.

Удостоверяющий центр обязательно производит идентификацию гражданина. Это может быть сделано при его личном присутствии или без его личного присутствия. Идентификация без личного присутствия производится:

  • с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата;
  • путем использования информации, указанной в загранпаспорте нового образца;
  • путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и/или единой биометрической системы.

Сертификат ключа проверки электронной подписи гражданину выдают в форме электронного документа и/или на бумажном носителе.

В удостоверяющем центре Росреестра сертификат ключа можно получить только в личном кабинете на официальном сайте Удостоверяющего центра.

Как правило, срок действия сертификата ограничен определенным периодом времени.

Одновременно с выдачей сертификата удостоверяющий центр направляет сведения о выданном гражданину сертификате в единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). При желании гражданина и при его личном присутствии удостоверяющий центр также бесплатно регистрирует его в ЕСИА.

Кроме того, при наличии соответствующей аккредитации удостоверяющий центр может хранить ключ УКЭП, обеспечивая его защиту от компрометации и несанкционированного использования. Более того, по поручению гражданина Центр может создавать подпись при помощи такого ключа.

Как юрлицу получить УКЭП

Для получения усиленной подписи представитель юрлица обращается в аккредитованный удостоверяющий центр. Он заполняет заявление по форме удостоверяющего центра, указывая ОГРН юрлица и другие данные. После подготовки документов представитель юрлица заключает с центром договор.

В итоге юрлицу выдают на электронном носителе ключ электронной подписи, ключ проверки электронной подписи и программные средства, чтобы использовать подпись. Одновременно выдается квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.

Где получить электронную подпись

Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) можно только в аккредитованном удостоверяющем центре.

Перечень аккредитованных удостоверяющих центров опубликован на сайте Министерства цифрового развития.

С 01 января 2022 года по общему правилу юрлица могут применять УКЭП, квалифицированный сертификат которой выдается только удостоверяющим центром ФНС России.

В таком центре ФНС России получить квалифицированную ЭП сможет лично лицо, действующее без доверенности от имени организации. Исключения установлены для следующих лиц:

  • кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций (квалифицированную ЭП они смогут получить в Удостоверяющем центре Центрального банка РФ);
  • организаций, подведомственных госоргану или органу местного самоуправления (квалифицированную ЭП можно будет получить в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства);
  • физлиц, действующих от имени юрлица по доверенности (квалифицированную ЭП можно будет получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах после их аккредитации в соответствии с новыми требованиями законодательства об ЭП).

Если удостоверяющий центр аккредитован до 01 июля 2020 года, то сертификат действует до истечения срока, на который выдан, но не более срока действия аккредитации удостоверяющего центра либо не дольше чем до 01 января 2022 года.

Документы, необходимые для получения УКЭП

В удостоверяющий центр можно обратиться лично или через Интернет. Обязательно придется заполнить заявление по форме, установленной конкретным удостоверяющим центром. Квалифицированный сертификат выдается на безвозмездной основе или за плату, установленную удостоверяющим центром.

Чтобы получить УКЭП для юрлица, представителю юр лица необходимо представить удостоверяющему центру:

  • информацию об ОГРН;
  • паспорт;
  • документ, подтверждающий полномочия заявителя действовать от имени юрлица без доверенности (например, протокол общего собрания участников ООО об избрании директора).

Вместо оригиналов можно представить заверенные копии и (или) сведения из документов.

Для получения квалифицированного сертификата, заявитель, выступающий от имени юрлица, проходит в удостоверяющим центре идентификацию. Идентификация может быть проведена как при личном присутствии заявителя, так и без него. В случае отсутствия заявителя при идентификации используются:

  • квалифицированная электронная подпись (если есть действующий квалифицированный сертификат);
  • информация, указанная в загранпаспорте гражданина РФ нового образца (с электронным носителем информации);
  • информационные технологии путем предоставления сведений из Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), и Единой биометрической системы.

Никаких дополнительных ограничений для признания усиленной квалифицированной электронной подписи, кроме тех, которые предусмотрены Законом об электронной подписи, устанавливать нельзя.