Что такое обман потребителя?

Под обманом потребителя, покупателя понимаются противоправные действия со стороны продавца, такие как обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно качества товара.

Виды обмана покупателя

Нормативно определено несколько видов (форм) обмана потребителя, к которым, в частности, относятся:

  1. обмеривание — отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи;
  2. обвешивание — отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи;
  3. обсчет — взимание большей суммы, чем определено ценой товара, или реализация товара по цене, завышенной относительно цены, указанной на ценнике или маркировке товара или установленной уполномоченными государственными органами. Также обсчетом является невозврат излишней суммы, полученной от потребителя, или возврат ему только части этой суммы;
  4. введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара, а именно продажа либо передача товаров с нарушением требования об указании потребительских свойств или указание недостоверных сведений о потребительских свойствах или качестве товаров;
  5. иной обман потребителей — нарушение других условий договора купли-продажи, например реализация поддельных товаров (фальсификата), реализация товара с предоставлением информации о стране происхождения, не соответствующей действительности и т.п.

Действия, связанные с обманом покупателей, как правило, совершаются должностными лицами, продавцами, кассирами в организациях, реализующих товары, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а также индивидуальными предпринимателями в сфере торговли (услуг).

Что делать в случае обмана

Если вы столкнулись с обманом, то вы можете предпринять следующие действия.

  1. Вы можете обратиться с письменной претензией к продавцу (изготовителю), допустившему обман, и потребовать возмещения вреда, причиненного обманом, а в установленных законом случаях и уплаты неустойки (пеней). Отметим, что лучше всего начинать с этого.
  2. Также вы можете направить обращение (заявление, жалобу) в территориальный орган Роспотребнадзора, органы внутренних дел (полицию), в органы прокуратуры. По результатам проверки вашего обращения виновные лица могут быть привлечены, в частности, к административной ответственности за обман потребителей.
  3. Вы вправе также направить обращение в органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые, в свою очередь, могут обратиться в уполномоченные органы государственной власти для проверки факта нарушения и принятия соответствующих мер.
  4. Если организация или индивидуальный предприниматель, допустившие обман, отказались добровольно удовлетворить ваши требования или не ответили на ваше обращение, вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя.

Отметим, что, кроме покупателей, правом обращения в суд наделены должностные лица Роспотребнадзора, органы прокуратуры, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы). Именно на эти органы возложена обязанность защиты прав отдельных потребителей, а также интересов неопределенной группы потребителей.