Как сделать возврат некачественного товара

Вы купили товар, который оказался некачественным. Что делать в этой ситуации? Возможен ли возврат такого товара? Как вернуть уплаченные за него деньги? На эти и другие вопросы, связанные с возвратом продавцу некачественного товара, вы найдете ответы в данной статье.

Условия возврата некачественного товара

Законодатель установил несколько отличающиеся друг от друга правил возврата некачественных обычных товаров и товаров, являющихся технически сложными.

В связи с этим мы рассмотрим две эти группы товаров отдельно.

Обычные товары. По общему правилу вы можете вернуть некачественный товар продавцу и требовать от него возврата уплаченных за товар денег в течение гарантийного срока или срока годности товара. Но если эти сроки не установлены, то возврат некачественного товара возможен в разумный срок, но в пределах двух лет со дня покупки (передачи вам) товара.

Отметим, что товар, имеющий гарантийный срок менее двух лет, в случае обнаружения недостатков после гарантийного срока, но в пределах двух лет, вы сможете вернуть только в случае, если докажете, что недостатки товара возникли до его покупки (до передачи вам) или по причинам, возникшим до передачи товара вам.

Полезно иметь в виду, что с требованием о возврате денег за некачественный товар вы можете обратиться не только к продавцу, но и к изготовителю товара, а также к импортеру товара. Соответственно, везде по тексту, где упоминается продавец, можно иметь в виду также изготовителя или импортера.

Технически сложные товары. Правительством РФ определены виды товаров, относящиеся к технически сложным, в отношении которых действуют особые правила возврата (если эти товары оказались некачественными). К технически сложным товарам относятся, в частности, автомобили, компьютеры, смартфоны, холодильники, стиральные машины. Так вот, в отношении таких товаров вы можете настаивать на их возврате продавцу (и, соответственно, требовать вернуть вам деньги) в течение 15 дней со дня передачи вам товара.

Если 15-дневный срок прошел, то требования о возврате технически сложного некачественного товара и получении уплаченных вами за такой товар денег вы сможете предъявить лишь в следующих случаях:

  • при обнаружении существенных недостатков технически сложного товара;
  • при нарушении продавцом установленных сроков устранения недостатков такого товара;
  • если из-за неоднократного устранения различных недостатков такого товара его невозможно использовать более 30 дней (в совокупности) в течение любого года гарантийного срока.

Порядок возврата некачественного товара и получения денег

Начать надо с составления претензии и предъявления её продавцу.

С образцом претензии о расторжении договора купли-продажи и возврате стоимости некачественного товара вы можете ознакомиться здесь.

В претензии укажите:

  • вашу фамилию, имя и отчество, адрес и иную контактную информацию;
  • наименование товара, дату и место его покупки, способ оплаты;
  • обнаруженные недостатки, время и обстоятельства их обнаружения;
  • ваш отказ от исполнения договора купли-продажи и требования о возврате уплаченной за некачественный товар суммы.

Приложите к претензии копии документов, подтверждающих приобретение и оплату товара. Но если у вас этих документов нет, то это не может являться основанием для отказа вам в возврате товара и для отказа в возвращении вам денег.

Изготовьте два экземпляра претензии. На одном из экземпляров желательно получить отметку продавца о принятии претензии. Этот экземпляр претензии с отметкой продавца оставьте себе в подтверждение (на всякий случай, на будущее) вашего обращения к продавцу.

Если продавец отказывается принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме вам придется направить продавцу претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Это позволит в случае необходимости подтвердить ваше обращение к продавцу (то есть подтвердить соблюдение претензионного порядка урегулирования споров).

В случае согласия продавца на принятие товара вы возвращаете некачественный товар продавцу за его счет. Важным моментом, на который надо обратить внимание, является то, что продавец должен документально оформить возврат некачественного товара.

Имейте в виду, что продавец имеет право на проведение проверки качества товара. Но вы, как покупатель можете участвовать в проверке его качества.

Если при проверке качества требуется проведение экспертизы, то такая экспертиза проводится в установленном порядке за счет продавца. Вы можете участвовать (присутствовать) при проведении экспертизы, а в случае несогласия с ее результатами имеете право оспорить их в судебном порядке.

Обращаем внимание на то, что если экспертиза товара покажет, что недостатки товара возникли не по вине продавца изготовителя или импортера, то вы должны будете возместить расходы на проведение экспертизы, а также расходы хранение товара и его транспортировку.

Если продавец готов вернуть деньги, то сделать он это должен в течение 10 дней с момента предъявления вами требования. При этом продавец не вправе удерживать из уплаченных вами за товар денег сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или его частичного использования, потери им товарного вида или т.п.

Что делать, если продавец не возвращает деньги

Продавец отказывается принять некачественный товар. Представляется, что это – вполне реальная ситуация, связанная с возвратом некачественных товаров. Что делать в такой ситуации?

Если вы намерены вернуть свои деньги, то надо обращаться в суд с исковым заявлением о возврате уплаченных за некачественный товар денежных средств. Кроме этого, вы можете дополнительно потребовать от продавца возместить ваши, возникшие в связи с продажей некачественного товара. В частности, вы можете потребовать выплаты разницы между ценой товара, по которой вы его купили, и ценой товара на момент вынесения судебного решения.

Кроме требования о возврате денег, связанных с ценой товара, вы в рамках судебных разбирательств также можете:

  • взыскать с продавца за нарушение срока возврата денег неустойку (пеню) в размере 1 процента от цены товара за каждый день просрочки;
  • потребовать от продавца компенсации морального вреда.

В случае если суд удовлетворит ваш иск, дополнительно может быть следующее:

  • суд взыщет с продавца в вашу пользу штраф в размере 50 процентов присужденной вам суммы;
  • суд может полностью или частично взыскать с продавца заявленные вами судебные расходы, такие как расходы на оплату услуг представителя, почтовые расходы, связанные с судебным рассмотрением дела

Cкачать — Требование (претензия) о расторжении договора купли-продажи и возврате стоимости товара ненадлежащего качества

юрист-советник