Можно ли вернуть деньги с туроператора при отказе в выдаче визы?

Вы заплатили туроператору за путевку, а визу вам не дали. Можно ли в этом случае вернуть деньги?

Возможность получения денег зависит от обстоятельств и причин, по которым визу вам не дали.

Визу могут не дать:

  1. по независящим от сторон причинам, например, консульство просто не дало визу без объяснений;
  2. по вашей вине;
  3. по вине турагента (туроператора).

Давайте рассмотрим перечисленные причины более подробно.

Визу не дали по независящим причинам

Как правило, туроператор (турагент) не несет ответственность за отказ иностранного посольства (консульства) в выдаче вам визы, если в посольство (консульство) в установленные сроки были представлены все необходимые документы.

В этом случае туроператор возвращает вам стоимость оплаченной путевки за вычетом документально подтвержденных своих расходов, а также за вычетом стоимости части услуги, которая фактически оказана до получения извещения об отказе в выдаче визы.

Сказанное выше означает, что вы вправе требовать от туроператора возврата уплаченной по договору суммы за вычетом денежных средств, перечисленных туроператором поставщикам услуг (например, отелям, авиаперевозчикам), консульского сбора и т.п.

Обращаем внимание на то, что эти расходы туроператор должен подтвердить документально. Как правило, в состав доказательств расходов включаются договоры туроператора с поставщиками, счета на оплату услуг, платежные поручения, авиабилеты, ваучеры, письма партнеров и т.п. Формальных требований к подтверждению расходов не существует. Поэтому оценку доказанности расходов вам придется делать самому. При этом вы можете либо согласиться с туроператором, либо нет. В случае несогласия вы можете обратиться в суд.

Есть один важный момент, который надо иметь в виду. Туроператор обязан заранее проинформировать туриста о перечне необходимых документов, а также о совершении всех необходимых действий. Если туроператор этого не сделал, то он не исполнил своих обязательств. Поэтому он не может удерживать ваши деньги. Если это происходит, то смело обращайтесь в суд.

Для сглаживания последствий невыдачи визы по независящим от сторон причинам туроператоры часто предлагают услугу страхования расходов, связанных с отменой поездки, в том числе по причине отказа в выдаче визы. Вы можете согласиться и заключить такое соглашение. Правда это увеличит для вас стоимость путевки, но зато в случае отказа вам будет проще вернуть свои деньги.

Виза не получена по вине туриста

Да, такие случаи встречаются. Это возможно, например, при некорректном или неверном заполнении анкеты, недостаточности предоставленных документов или при наличии неточности в них, в случае неверно указанных данных и т.д.

Одной из самых распространенных причин отказов является представление туристом недостоверной информации о месте работы и размере заработной платы. Консульство использует различные возможности для проверки такой информации и в случае сомнений в ее достоверности отказывает в выдаче визы.

Обратите внимание! Если это произошло с вами, то есть причиной отказа в получении визы послужили ваши действия, то вам придется оплатить услуги туроператора в полном объеме. Естественно, что рассчитывать на возврат денежных средств вам не придется.

Имейте также в виду, что турфирма должна проинформировать вас о перечне необходимых документов, и о совершении всех необходимых действий. Если она этого не сделала, то можно доказывать, что турфирма надлежаще не исполнила своих обязательств, а потому может оказаться виновной в отказе в выдаче вам визы.

Визу не дали по вине туроператора

Еще одной причиной отказа в выдаче визы может быть вина туроператора (турагента), который нарушил свои обязательства.

Нарушения со стороны туроператора (турагента) могут выражаться в непредоставлении вам информации по вопросам оформления визы, в том числе в отношении необходимых для ее получения документов, что привело к отказу в выдаче вам визы.

В этом случае туроператор (турагент) обязан полностью возместить причиненные вам убытки (как прямые, так и дополнительные), а также компенсировать моральный вред. Законодательство о защите прав потребителей здесь полностью на стороне граждан.

К дополнительным убыткам могут быть отнесены расходы на проезд из города вашего проживания к месту начала несостоявшегося путешествия (например, перелет из региона в город аэропорта отправления в поездку), расходы по повторной оплате поездки, когда виза уже была все-таки получена, и т.п.

Полезно иметь в виду, что если договор был заключен с турагентом, но услуги по содействию в получении визы включены в туристский продукт, то за выплатой денежных средств за путевку по причине отказа в визе в результате ненадлежащего оказания данных услуг вы праве обратиться непосредственно к туроператору независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались услуги.

юрист-советник