Медучреждение навязывает платные медицинские услуги. Что делать?

Такие ситуации с навязыванием платных медуслуг нередки. Однако при этом есть особенности, которые пациент должен учитывать, прежде чем считать услугу навязанной. Давайте попробуем в этом разобраться.

Какие медицинские услуги не считаются навязанными

Программы обязательного медицинского страхования включают в себя базовую программу и территориальную программу. Поэтому гражданин, застрахованный в рамках ОМС, при наступлении страхового случая имеет право на бесплатную медицинскую помощь в рамках территориальной и базовой программ ОМС.

При этом возможны, например, ситуации, когда одна и та же медицинская услуга может оказываться с использованием как российских, так и зарубежных медицинских средств, но бесплатное оказание медицинской помощи в рамках ОМС подразумевает использование только изделий российского производства.

В этом случае медицинская организация может предложить гражданину на выбор получить лечение платно или по программе ОМС. И такие действия со стороны медучреждения не будут являться нарушением со стороны медицинской организации. Но здесь есть одно важное обстоятельство, связанное с тем, что медучреждение должно ответ пациента на свое предложение оформить документально. В частности, медицинская организация должна:

  • получить от пациента добровольный отказ от оказания медицинской услуги с использованием изделия российского производства;
  • получить от пациента добровольное согласие на оказание медицинской услуги с использованием изделия медицинского назначения зарубежного производства;
  • должным образом оформить и заключить с пациентом договор на оказание платных медицинских услуг.

При заключении договора медицинская организация должна в доступной форме предоставить пациенту информацию о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы.

Отказ пациента от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

Как поступать при навязывании медуслуг

Если вы считаете, что вместо бесплатных медицинских услуг вам навязывают или уже навязали услуги за плату, то можно порекомендовать следующий порядок действий.

Первое. Вы можете обратиться к администрации медицинской организации (к руководителю медицинской организации, к заведующему отделением и т.п.) для получения достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи. Такое право закреплено за каждым застрахованным в системе ОМС, поэтому этим правом можно смело пользоваться.

Представители администрации обязаны пояснить, почему предлагаемые медицинские услуги не охватывается базовой или территориальной программой ОМС и, соответственно, не оказываются бесплатно.

Обратиться вы можете как устно, так и в письменном в виде (в форме заявления или претензии).

Второе. Вы можете обратиться в страховую медицинскую компанию или в территориальный фонд ОМС за получением устной консультации.

Обратиться можно очно или по телефону, указанному в полисе ОМС. Как правило, специалисты страховой компании и территориального фонда ОМС в короткие сроки поясняют, входит ли интересующая вас медицинская услуга в программу ОМС, то есть в программу бесплатного оказания медицинской помощи (базовую и территориальную).

Третье. Можно обратиться в страховую компанию не только за получением устной консультации, а также для подачи жалобы относительно доступности медицинской помощи в медицинской организации с требованием провести по этой жалобе медико-экономическую экспертизу.

Это – важное обстоятельство. Результаты медико-экономической экспертизы являются основанием для применения мер к медицинской организации. Кроме того, результаты медико-экономической экспертизы могут являться основанием для проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Четвертое. Если по результатам предыдущих действий у вас появилась уверенность в том, что ваши права при оказании медицинской помощи нарушаются, в частности, вам навязываются платные услуги, то вы можете обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора с заявлением (жалобой) на нарушение прав потребителей при оказании медицинских услуг.

По результатам вашего обращения Роспотребнадзор может вынести предписание об устранении выявленных нарушений, в установленных случаях привлечь виновных к административной ответственности, а также обратиться в суд с заявлением в защиту прав пациента.

Вместо Роспотребнадзора вы можете подать жалобу в Росздравнадзор и его территориальные органы, а также в Федеральный или территориальный фонды ОМС.

Пятое. В качестве крайней меры можно рассмотреть подачу искового заявления в суд. При этом имейте в виду, что хотя обращение в суд можно рассматривать как самостоятельный способ защиты нарушенного права, наличие документов от страховой компании, от органов прокуратуры, от Роспотребнадзора и иных организаций (органов власти) существенно облегчат процесс доказывания в суде. К таким документам, прежде всего, относятся заключения по соответствующим вашим обращениям в эти организации и органы власти.

Исковое заявление вы можете подать в суд по вашему месту жительства или пребывания, по адресу ответчика (то есть медицинской организации, чьи действия по принуждению к оказанию медицинской помощи на платной основе вы оспариваете) либо по месту заключения или исполнения договора об оказании платных медицинских услуг.

Предметом вашего иска должно стать требование о компенсации уплаченной денежной суммы за оказанные медицинские услуги, оказание которых, по вашему мнению, должно было производиться бесплатно в соответствии с программой ОМС.