По общему правилу вы можете обменять товар надлежащего качества на аналогичный, если он не подошел вам по габаритам, форме, фасону, расцветке, размеру или комплектации. О том, как обменять товар, как реализовать свое право потребителя на обмен товара надлежащего качества, вы узнаете из статьи.
Когда возможен обмен товара надлежащего качества
Не все товары надлежащего качества можно обменять. Правительством РФ утвержден перечень непродовольственных товаров, которые не подлежат возврату и обмену на другой аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. К таким товарам, в частности, относятся швейное и трикотажное белье, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, гарнитуры, ювелирные изделия, технически сложные товары.
С полным перечнем таких товаров можно ознакомиться здесь.
Кроме того, обмену не подлежат продовольственные товары надлежащего качества.
Обменять товар надлежащего качества вы сможете при одновременном выполнении двух условий:
- с момента покупки товара прошло не более 14 дней, не считая дня покупки товара;
- приобретенный вами товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеются в наличии товарный или кассовый чек, иные документы, подтверждающие покупку и оплату товара у данного продавца.
Поясним каждое из приведенных выше условий. Упомянутый срок 14 дней может быть и больше в случае, если продавец установил более длительный срок на обмен товара. Если вы не сохранили документы, подтверждающие покупку товара, то вы имеете право, как потребитель, при обмене товара надлежащего качества использовать свидетельские показания.
Процедура обмена
С заявлением об обмене товара на аналогичный вы можете обратиться либо к продавцу по месту приобретения товара, либо в иное место, указанное продавцом.
Но до подачи заявления можно предварительно узнать у продавца, имеется ли у него в продаже аналогичный вашему товар.
В заявлении укажите:
- свою фамилию, имя и отчество, паспортные данные, адрес и номер телефона;
- наименование приобретенного товара;
- причину возврата товара (например, товар не подошел по форме, размерам, фасону, расцветке или комплектации);
- требование о замене вашего товара на аналогичный товар.
Если форма (бланк) заявления у продавца есть, то вам останется только заполнить эту форму.
Составьте два экземпляра заявления: один для продавца, второй – для себя. Свой экземпляр заявления сохраните, так как он может пригодиться в случае судебных разбирательств с продавцом. Желательно, чтобы на вашем экземпляре заявления остались отметки ответственного лица продавца о принятии заявления, предназначенного для продавца.
К заявлению, передаваемому продавцу, приложите копию документа, подтверждающего оплату товара.
Вместе с заявлением передайте продавцу товар, который вы хотите обменять. Здесь (при передаче товара) есть один момент, на который надо обратить внимание. Вам надо обязательно получить от продавца документ, подтверждающий возврат товара на обмен.
Если в день вашего обращения с заявлением об обмене товара надлежащего качества на аналогичный у продавца не оказалось аналогичного товара, то у вас появляется право выбрать один из следующих вариантов дальнейших действий.
В этом случае вам необходимо заключить с продавцом соответствующее соглашение.
В соглашении надо указать:
- дату и место составления соглашения;
- вашу фамилию, имя и отчество, паспортные данные, адрес и номер телефона;
- наименование продавца, а также место его нахождения (если продавцом является юридическое лицо) или ФИО продавца и место его жительства либо место нахождения его торговой точки (если продавцом является индивидуальный предприниматель);
- обязательство продавца об обмене приобретенного вами товара на аналогичный (с указанием характеристик товара) при поступлении такого товара в продажу;
- способ уведомления вас о поступлении товара.
Соглашение должно быть подписано вами и продавцом. Если продавцом является юридическое лицо, то соглашение должно быть скреплено его печатью.
При поступлении аналогичного товара в продажу продавец незамедлительно уведомляет вас об этом и обменивает ранее приобретенный вами товар на новый.
Более подробно ознакомиться с правилами и порядком возврата товара вы можете ознакомиться в другой нашей статье.
Что делать, если продавец не обменивает товар
Если продавец не принимает у вас товар надлежащего качества для обмена, отказывается принять заявление, и произвести обмен товара, то в качестве первого шага в данной ситуации вам надо направить заявление и копию документа об оплате товара (при наличии) продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Впоследствии это позволит подтвердить ваше обращение к продавцу с заявлением об обмене.
Если данное действие к результату не привело, то на втором шаге вам придется обращаться в суд с исковым заявлением, содержащим требование об обязании продавца обменять товар.
При рассмотрении дела в суде вам придется подтвердить не только факт обращения в установленный срок к продавцу с требованием об обмене товара надлежащего качества на аналогичный, но и то, что обмениваемый товар не был в употреблении.
В дополнение к требованию об обмене товара вы также можете потребовать от продавца компенсации морального вреда.
Если суд удовлетворяет ваш иск, то он может также полностью или частично взыскать с продавца заявленные вами судебные расходы, в частности расходы на оплату услуг представителя, почтовые расходы, связанные с производством по делу.
Cкачать — Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товарищ других размера, формы, габаритам, фасона, расцветки или комплектации.