Может ли самозанятый использовать логотип

С ростом количества самозанятых граждан одновременно расширяется спектр видов их деятельности. В связи с этим попытки некоторых самозанятых каким-то образом выделить (индивидуализировать) свою предпринимательскую деятельность выглядят вполне логичными. В качестве одного из средств индивидуализации можно рассматривать логотип. А может ли самозанятый гражданин в своей деятельности использовать логотип? И каковы особенности такого использования? Давайте попробуем в этом разобраться.

Что такое логотип

Сразу скажем, что законодательство РФ не содержит определения понятия «логотип». Так уж сложилось, что данный термин является устоявшимся, широко используемым не только в деловом обороте и бытовом общении, а также в судебной практике. Но при этом законодательного определения не имеет.

Приведем несколько определений термина «логотип». Это позволит лучше понять содержательную сторону этого термина.

Итак, под логотипом понимается изобразительное или комбинированное обозначение, в композицию которого входят как изобразительные, так и словесные элементы.

Логотип — это оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы.

Логотип – это название, слово, знак, символ, дизайн или сочетание всех вышеперечисленных элементов. Он предназначен для идентификации товаров и услуг какого-либо одного продавца или группы продавцов, позволяющие отличать их от продукции конкурентов.

Логотип — это незарегистрированное в Патентном ведомстве РФ оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (услуг или группы товаров данной фирмы), которое специально разрабатывается с целью привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам.

Если просуммировать приведенные определения, то можно отметить два существенных обстоятельства.

Первое: логотип — это изображение и/или словесное обозначение, используемое фирмой или предпринимателем для привлечения внимания к фирме (предпринимателю), создаваемым или продаваемым товарам, оказываемым услугам.

Второе: логотип не регистрируется в Патентном ведомстве (если только одновременно он не является товарным знаком).

Условия, при которых логотип охраняется

В России законодательно установлено три вида объектов интеллектуальной собственности (их иногда называют результатами интеллектуальной деятельности). Это:

  • произведения науки, литературы и искусства (объекты авторского права);
  • промышленные образцы;
  • товарные знаки и знаки обслуживания.

Поговорим об охране перечисленных выше объектов интеллектуальной собственности.

Объекты авторских прав (произведения науки, литературы и искусства) охраняются независимо от достоинств и назначения произведений, а также от способа его выражения. При этом для охраны авторских прав не требуется регистрация произведений или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если по своим существенным признакам он является новым и оригинальным. Исключительное право на промышленный образец признается и охраняется только при условии его государственной регистрации, на основании которой Роспатент выдает патент на промышленный образец.

В качестве товарных знаков регистрируются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Правовая охрана товарному знаку предоставляется только после его регистрации Роспатентом.

Здесь необходимо отметить одно важное обстоятельство. Владельцем исключительного права на товарный знак может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

К какому из перечисленных выше объектов сильнее всего тяготеет логотип? Понятно, что к товарному знаку. Многие граждане, предприниматели и фирмы эти понятия между собой отождествляют, полагая, что содержательной разницы между ними нет, а отличия только в названии (логотип или товарный знак).

Подведем итог вышесказанному. Логотип охраняется как объект интеллектуальной собственности только при условии, что он зарегистрирован в качестве товарного знака. Причем, в соответствии с сегодняшними правилами граждане, в том числе, самозанятые, не могут зарегистрировать товарный знак (а, значит, и логотип) на себя.

Однако, имеется информация о том, что в настоящее время разработан проект Федерального закона, предусматривающий возможность регистрации товарных знаков на имя граждан, в том числе самозанятых, и их участия в распоряжении правами на зарегистрированные товарные знаки. Если соответствующий закон будет принят, то самозанятые граждане не только смогут регистрировать на свое имя товарные знаки (читай – логотипы), но и получать государственную защиту своих прав.

Так можно ли самозанятому использовать логотип

Да, самозанятый гражданин может использовать логотип в свой деятельности. Никаких ограничений на этот счет законодательство не содержит.

При этом надо иметь в виду, что допускается только правомерное использование логотипа, то есть такое использование, при котором самозанятый не нарушает права других лиц, связанных с использованием логотипа.

Другими словами, правообладатель может использовать логотип по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

В связи с этим отметим, что получить право на использование логотипа самозанятый может либо путем самостоятельного создания логотипа, либо приобретения права на его использование у владельца прав.

Как только самозанятый получил право на использование логотипа, то есть стал правообладателем, он может его использовать по своему усмотрению, в том числе разрешать или запрещать другим лицам использование логотипа в объеме тех прав, которыми владеет.

При этом отсутствие запрета со стороны правообладателя не считается его согласием на использование кем бы то ни было. Другие лица не могут использовать логотип без согласия правообладателя.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что самозанятый в своей деятельности может использовать логотип.