Может ли самозанятый использовать логотип

С ростом количества самозанятых граждан одновременно расширяется спектр видов их деятельности. В связи с этим попытки некоторых самозанятых каким-то образом выделить (индивидуализировать) свою предпринимательскую деятельность выглядят вполне логичными. В качестве одного из средств индивидуализации можно рассматривать логотип для самозанятых. А может ли самозанятый гражданин в своей деятельности использовать логотип? И каковы особенности такого использования? Давайте попробуем в этом разобраться.

Что такое логотип

Сразу скажем, что законодательство РФ не содержит определения понятия «логотип». Так уж сложилось с этим термином. Он является устоявшимся, широко используемым не только в деловом обороте и бытовом общении, а также в судебной практике. Но при этом законодательного определения не имеет.

Приведем несколько устоявшихся определений термина «логотип». Это позволит лучше понять содержательную сторону этого термина.

Итак, под логотипом понимают изобразительное или комбинированное обозначение. В его композицию входят как изобразительные, так и словесные элементы.

Логотип — это оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы.

Логотип – это название, слово, знак, символ, дизайн или сочетание всех вышеперечисленных элементов. Он предназначен для идентификации товаров и услуг какого-либо одного продавца или группы продавцов. И он позволяет отличать их от продукции конкурентов.

Логотип — это незарегистрированное в Патентном ведомстве РФ оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы. Кроме названия, это могут быть услуги или группы товаров данной фирмы. Логотип специально разрабатывают с целью привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам.

Если просуммировать приведенные определения, то можно отметить два существенных обстоятельства.

Первое: логотип — это изображение и/или словесное обозначение, используемое фирмой или предпринимателем для привлечения внимания:

  • к фирме (предпринимателю);
  • создаваемым или продаваемым товарам;
  • оказываемым ею услугам.

Второе: логотип не регистрируется в Патентном ведомстве (если только одновременно он не является товарным знаком).

Условия, при которых логотип охраняется

В России законодательно установлено три вида объектов интеллектуальной собственности. Их иногда называют результатами интеллектуальной деятельности. Это:

  • произведения науки, литературы и искусства (объекты авторского права);
  • промышленные образцы;
  • товарные знаки и знаки обслуживания.

Поговорим об охране перечисленных выше объектов интеллектуальной собственности.

Объекты авторских прав охраняются независимо от достоинств и назначения, а также от способа их выражения. К объектам авторских прав относятся произведения науки, литературы и искусства. При этом для охраны авторских прав не требуется регистрация произведений или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если по своим существенным признакам он является новым и оригинальным. Исключительное право на промышленный образец признается и охраняется только при условии его государственной регистрации. На основании такой регистрации Роспатент выдает патент на промышленный образец.

В качестве товарных знаков регистрируются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Правовая охрана товарному знаку предоставляется только после его регистрации Роспатентом.

Здесь необходимо отметить одно важное обстоятельство. Ранее владельцем исключительного права на товарный знак могло быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. С 29 июня 2023 года исключительное право на товарный знак могут регистрировать также физические лица.

К какому из перечисленных выше объектов сильнее всего тяготеет логотип? Понятно, что к товарному знаку. Однако многие граждане, предприниматели и фирмы эти понятия между собой отождествляют. Они полагают, что содержательной разницы между ними нет. А если и есть отличия, то только в названии (логотип или товарный знак).

Может ли самозанятый использовать товарный знак?

Подведем итог вышесказанному. Логотип охраняется как объект интеллектуальной собственности только при условии, что он зарегистрирован как товарный знак. Причем, в соответствии с сегодняшними правилами граждане, в том числе, самозанятые, могут зарегистрировать товарный знак (а, значит, и логотип) на себя. То есть теперь можно использовать логотип для самозанятых.

Так можно ли самозанятому использовать логотип

Да, самозанятый гражданин может использовать логотип в свой деятельности. Никаких ограничений на этот счет законодательство не содержит.

При этом надо иметь в виду, что допускается только правомерное использование логотипа. То есть такое использование, при котором самозанятый не нарушает права других лиц при использовании логотипа.

Другими словами, правообладатель может использовать логотип по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

В связи с этим отметим, что получить право на использование логотипа самозанятый может путем:

  • самостоятельного создания логотипа
  • либо приобретения права на его использование у владельца прав.

Как только самозанятый получил право на использование логотипа, то есть стал правообладателем, он может его использовать по своему усмотрению. Он также может разрешать или запрещать другим лицам использование логотипа в объеме принадлежащих ему прав.

Обращаем внимание на следующее обстоятельство. Отсутствие запрета со стороны правообладателя не считается его согласием на использование логотипа другим лицом. То есть другие лица не могут использовать логотип без согласия правообладателя.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что гражданин в своей деятельности может использовать логотип для самозанятых.

юрист-советник