По общим правилам государственные служащие могут получать подарки стоимостью не более 3000 рублей. О подарке, полученном в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, служащий должен уведомить госорган, в котором он служит.
Особенности подарка
Понятие подарка в российском законодательстве не определено. Однако, используя нормы Гражданского кодекса РФ, можно дать косвенное определение, в соответствии с которым подарком является вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность.
По общему правилу государственным гражданским служащим запрещено получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей. Подарки, полученные госслужащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и подлежат сдаче в орган, в котором госслужащий проходит службу.
Под протокольным мероприятием понимается мероприятие, проведение которого осуществляется в соответствии со сложившимся в результате ведомственных, национальных, культурных особенностей порядком. При этом обязательно ведется документ, фиксирующий ход проведения мероприятия, именуемый протоколом.
Официальным является мероприятие, проведение которого подтверждено (санкционировано) соответствующим распоряжением, приказом или иным распорядительным актом. Это может быть служебная командировка, включая встречи и иные мероприятия в период командирования, проведение совещаний, конференций, приемов представителей, членов официальных делегаций, должностных лиц государственных (муниципальных) органов, организаций, иностранных государств, прибывающих с официальным и рабочим визитом, встреч и переговоров.
Подарком в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями является подарок, полученный госслужащим от физических или юридических лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей. При этом к таким подаркам не относятся канцелярские принадлежности, которые предоставляются каждому участнику официальных мероприятий в целях исполнения обязанностей, цветы, а также ценные подарки, которые вручены в качестве поощрения (награды).
Также установлен запрет на дарение подарков госслужащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Исключением являются обычные подарки, стоимость которых не превышает 3000 рублей.
Отметим, что законодательство не содержит явного запрета на получение подарков государственными служащими в случаях, не связанных с их должностным положением. Здесь имеются в виду семейные и дружественные отношения.
Тем не менее, госслужащим не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, если они одновременно являются лицами, в отношении которых эти служащие непосредственно осуществляют функции управления или контроля. Прием таких подарков может их скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в их честности, беспристрастности и объективности.
Что должен делать государственный служащий при получении подарка
При получении подарка госслужащий должен совершить определенные действия. Они зависят от обстоятельств получения подарка и его стоимости. Рассмотрим эти обстоятельства и ситуации подробнее.
- Подарок получен в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями. В этом случае госслужащий обязан уведомлять об этом государственный орган, фонд или иную организацию, в которой он проходит государственную службу или осуществляет трудовую деятельность.
- При получении подарка подтвержденной стоимостью до 3000 рублей госслужащий должен представить в уполномоченное структурное подразделение госоргана уведомление о получении подарка в двух экземплярах. К уведомлению он прикладывает документы, подтверждающие стоимость подарка (кассовый или товарный чеки, иной документ об оплате (приобретении) подарка). Уведомление нужно представить в течение трех рабочих дней со дня получения подарка или возвращения из командировки. Подарок при этом госслужащий вправе оставить себе.
- Если подтвержденная стоимость полученного подарка превышает 3000 рублей или неизвестна, то одновременно с уведомлением служащий должен сдать подарок в уполномоченное структурное подразделение госоргана в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления. До передачи подарка по акту приема-передачи госслужащий несет ответственность за утрату или повреждение подарка.
- Если стоимость подарка неизвестна, то она определяется экспертным путем. Подарок стоимостью не более 3000 рублей возвращается госслужащему. При стоимости подарка свыше 3000 рублей госслужащий вправе его выкупить. Для этого ему нужно не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка направить на имя представителя госоргана соответствующее заявление.
- При обнаружении подарка, оставленного на рабочем месте подчиненным, представителем поднадзорных (подконтрольных) органов и организаций, участником судопроизводства либо иного порядка рассмотрения дел, в которых госслужащий принимает или принимал участие, гражданами, обращения которых он рассматривает или рассматривал, либо их представителями, ему рекомендуется принять меры для возвращения подарка оставившему его лицу. Если это невозможно, то служащий должен незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченное структурное подразделение, одновременно сдав подарок. В этом случае подарок служащему не вернут и выкупить он его не сможет.
Подарок и взятка: в чем различия
Подарок и взятка различаются по мотиву и характеру получения.
Мотивами для вручения подарка является уважение, симпатия, благодарность, чувство морального долга у дарителя к одаряемому. Ключевым моментом является то, что в связи с подарком у одаряемого не возникает встречных обязательств.
Мотивом для дачи взятки является корыстный умысел в виде достижения правовой, имущественной, коммерческой, иной цели для получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности. У взяткополучателя также присутствует мотив обогащения.
Взятка в отличие от подарка носит возмездный характер, так как от взяткополучателя ожидается соответствующее поведение, к которому можно отнести, например:
- действия либо бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, вне зависимости от намерения выполнить обещанное;
- способствование в силу должностного положения совершению указанных действий (бездействию);
- общее покровительство или попустительство по службе;
- совершение незаконных действий (бездействие).
За нарушение установленных ограничений, в том числе в отношении получения подарков, госслужащий может быть привлечен к дисциплинарной, а также к административной ответственности. К дисциплинарной ответственности относятся замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия.
Также госслужащего могут привлечь к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления. При этом неважно, передается ли взятка до или после выполнения встречных обязательств, а также были ли указанные обязательства заранее обусловлены достигнутой договоренностью об их выполнении.