Право собственности на квартиру и другую недвижимость надо регистрировать в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). И только после внесения соответствующей записи в указанный реестр возникает право собственности. Как зарегистрировать право собственности на квартиру? Читайте об этом в нашей статье.
Государственная регистрация права собственности на квартиру
Государственная регистрация осуществляется регистрирующим органом — Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Для проведения регистрации необходимо:
- подготовить необходимые документы;
- подать заявление и документы в Росреестр;
- получить выписку из ЕГРН.
Напомним, что право собственности возникает только после государственной регистрации.
Документы для регистрации права собственности на квартиру
Для государственной регистрации необходимы следующие документы:
- заявление о регистрации права собственности на квартиру;
- правоустанавливающие документы на квартиру:
- договор купли-продажи (мены, дарения и т.п.);
- свидетельство о праве на наследство;
- вступившее в законную силу решение суда;
- нотариально заверенное согласие супруга (или супруги) продавца о согласии на продажу квартиры;
- разрешение органа опеки и попечительства на распоряжение имуществом несовершеннолетних или недееспособных лиц в случае, если эти лица являются одним из собственников;
- документ об уплате госпошлины за регистрацию права собственности на квартиру.
Если договор купли-продажи квартиры заключен в простой письменной форме, то вместе с документами для регистрации права собственности на квартиру необходимо предоставить минимум два подлинных его экземпляра. Следует учитывать, что договор продажи квартиры, принадлежащей несовершеннолетнему или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, необходимо нотариально удостоверить.
В зависимости от конкретной ситуации могут понадобиться и другие документы.
Подача документов в Росреестр
Покупатель квартиры может подать в Росреестр заявление и документы для регистрации прав собственности:
- лично. В этом случае необходимо предъявить паспорт;
- через своего представителя. В этом случае представитель должен иметь нотариальную доверенность;
- через МФЦ. Перечень МФЦ, в которые можно подать заявление и документы, размещен на сайте Росреестра;
- через уполномоченное лицо Росреестра при выездном приеме;
- по почте. В этом случае подлинность подписи на заявлении должна быть удостоверена нотариально, договор купли-продажи также должен быть нотариально удостоверен, а к заявлению необходимо приложить копию паспорта;
- в электронной форме через Интернет, в том числе через Единый портал госуслуг. В этом случае документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Перед подачей документов в Росреестр на регистрацию собственности на квартиру необходимо уплатить госпошлину. Но документ об уплате госпошлины предоставлять не обязательно.
Государственная регистрация прав собственности осуществляется в течение периода от одного до девяти рабочих дней в зависимости от того, как подаются документы. В частности, для наиболее типовых ситуаций сроки регистрации составляют:
- семь рабочих дней со дня поступления заявления и необходимых документов в Росреестр;
- девять рабочих дней со дня представления заявления и документов в МФЦ.
Свидетельство о регистрации права собственности на квартиру
Начиная с 01.01.2017 свидетельства о регистрации права собственности отменены.
То есть с 2017 года свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру не выдаются. Вместо этого стороны договора получают выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Таким образом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество (квартиру) подтверждается выпиской из ЕГРН. Эту выписку при желании можно получить в электронной форме. Регистрация права собственности также сопровождается проставлением на экземплярах договора регистрационной надписи.
По определенным основаниям регистрирующий орган может принять решение о приостановлении государственной регистрации права собственности квартиры и последующем отказе в ней, о чем выдает заявителю соответствующее уведомление. В случае несогласия решение может быть обжаловано в судебном порядке
Госпошлина за регистрацию права собственности на квартиру
Перед подачей документов в Росреестр необходимо уплатить госпошлину за государственную регистрацию. Размер госпошлины за регистрацию составляет 2 000 рублей. Но если подача документов и оплата госпошлины производится через портал госуслуг, то размер госпошлины составит 1400 рублей, т.к. в этом случае применяется коэффициент 0,7.
Если квартира приобретается в долевую собственность, то госпошлину уплачивает каждый участник долевой собственности в размере, пропорциональном своей доле в праве собственности, исходя из общего размера госпошлины, составляющего 2000 рублей.
Представление в Росреестр документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Это можно сделать по собственной инициативе. Однако если в Государственной информационной системе о государственных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления отсутствует информация об уплате госпошлины, то Росреестр вернет заявление и документы без рассмотрения.