Как зарегистрировать жилой дом после покупки

Вы купили жилой дом и стали его собственником. Ваше право собственности на дом необходимо зарегистрировать в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). О том, как это сделать, и что для этого нужно, вы узнаете из статьи.

Подготовка документов для регистрации

Регистрация права собственности на дом производится в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), который часто называют Росреестром. Регистрация производится на основании заявления собственника дома, к которому он прикладывает требуемые документы, перечень которых зависит от конкретной ситуации.

Ниже приведен базовый список документов, который включает:

  1. заявление о регистрации права собственности;
  2. правоустанавливающие документы на жилой дом. В зависимости от ситуации такими документами могут являться:
    • договор (купли-продажи, дарения, ренты и др.). В общем случае договор не нужно удостоверять нотариально. Однако если вы покупаете дом, принадлежащий несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, то договор должен быть заверен нотариусом;
    • свидетельство о праве на наследство;
    • вступившее в законную силу решение суда;
    • иные документы, подтверждающие право собственности;
  3. нотариально заверенное согласие супруга (супруги) продавца дома на отчуждение жилого дома (если регистрация права собственности будет осуществляться на основании сделки по отчуждению и дом является совместно нажитым имуществом супругов);
  4. разрешение органа опеки и попечительства на распоряжение имуществом несовершеннолетнего лица и лица, признанного судом недееспособным, если вы покупаете дом у этих лиц;
  5. правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный под жилым домом. Такие документы потребуются в случае:
    • регистрации права собственности на основании сделки по отчуждению жилого дома;
    • отсутствия иных правоустанавливающих документов на ранее учтенный жилой дом. В этом случае документы должны разрешать застройку земельного участка;
    • регистрации до 01.03.2021 права собственности на жилой дом, построенный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства (указанные документы не представляются, если в ЕГРН зарегистрировано ваше право на данный земельный участок);
  6. иные документы в зависимости от конкретной ситуации.

Если ранее не осуществлялся государственный кадастровый учет жилого дома, потребуется также подготовленный кадастровым инженером в форме электронного документа технический план.

Купля-продажа дома с земельным участком: как оформить

За государственную регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Вы можете сделать это по собственной инициативе.

За регистрацию права собственности на жилой дом госпошлина уплачивается в размере 2000 рублей.

Госпошлина за регистрацию права собственности на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, уплачивается в размере 350 рублей.
При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7.

Подача документов

Если ваш договор купли-продажи жилого дома заверил нотариус, то они должен представить в Росреестр заявление о регистрации права собственности и прилагаемые к нему документы. Данное правило установлено для сделок начиная с 01 февраля 2019 года. Однако, если вы возражаете против представления документов нотариусом, то вы можете это сделать сами.

Если вашу сделку нотариус не удостоверял, то документы на регистрацию права собственности на жилой дом вы подаете сами.

Заявление о регистрации и документы вы можете представить одним из следующих способов:

  • лично в отделение Росреестра или МФЦ. В г. Москве прием документов на государственную регистрацию осуществляется только через МФЦ;
  • посредством почтового отправления в Росреестр с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в электронной форме, в том числе через Интернет посредством Единого портала госуслуг и сайта Росреестра.

Следует учесть, что представление на государственную регистрацию заявления и документов в электронной форме возможно при соблюдении, в частности, одного из следующих условий:

  • если собственник жилого дома (продавец) заблаговременно направил в Росреестр заявление о возможности регистрации перехода (прекращения) права на дом на основании электронных документов;
  • если квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, которой подписаны документы, выдан ФГБУ «ФКП Росреестра».

Если ни одно из перечисленных выше условий не выполнено, то Росреестр вернет заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения.

При отправке документов по почте подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, договор купли-продажи дома должен быть нотариально удостоверен, а к заявлению должна быть приложена копия паспорта.
При представлении документов лично необходимо предъявить паспорт.

Документы, представленные в электронной форме, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Вам должна быть выдана (отправлена по электронной почте) расписка (уведомление) в получении документов.

Если на момент представления заявления и документов госпошлина не уплачена, то вам выдается или направляется информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить.

Уплатить госпошлину за государственную регистрацию можно в том числе через МФЦ.

Получение документов из Росреестра

По закону срок государственной регистрации не может превышать семь рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов Росреестром или девять рабочих дней в случае подачи документов через МФЦ. Если регистрация осуществляется на основании нотариально удостоверенных документов, то ее срок составляет три рабочих дня, в случае поступления документов в электронной форме — один рабочий день, при обращении через МФЦ — пять рабочих дней.

Если одновременно с регистрацией осуществляется государственный кадастровый учет, то срок регистрации составляет 10 рабочих дней с даты приема заявления и документов Росреестром или 12 рабочих дней, если документы подаются через МФЦ.

Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН, которая может быть направлена вам в электронной форме. Кроме этого, на договоре купли-продажи дома Росреестр ставит соответствующую отметку о проведенной регистрации.

юрист-советник