Как зарегистрировать подаренную квартиру

При дарении квартиры необходимо зарегистрировать в Росреестре переход права собственности к новому владельцу квартиры. Для проведения регистрации потребуется договор дарения и другие документы, на основании которых производится государственная регистрация. Более подробно обо всем этом мы расскажем в статье.

Какие нужны документы

Дарение квартиры производится на основании договора дарения, заключаемого между собственником квартиры (он выступает в роли дарителя) и одаряемым.

Сама по себе регистрация непосредственно договора дарения не требуется. Но подписанный сторонами договор представляется в отделение Росреестра.

Договор дарения нотариально удостоверять не требуется за исключением следующих случаев:

  • при дарении квартиры, принадлежащей несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
  • при дарении долей в праве общей собственности на квартиру.

Отдельно отметим, что не допускается дарение квартиры от имени малолетних (до 14 лет) и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями. Подобные сделки не принимаются к регистрации.

Для регистрации сделки потребуются следующие документы:

  1. договор дарения в трех экземплярах, один из которых остается в отделении Росреестра, а два других выдаются сторонам после регистрации;
  2. заявление о государственной регистрации права собственности на квартиру;
  3. нотариально заверенная доверенность на представителя (если документы подает представитель);
  4. свидетельство о государственной регистрации права собственности дарителя, выданное до 15.07.2016, либо выписка из ЕГРН, удостоверяющая государственную регистрацию прав на квартиру;
  5. паспорта сторон договора.

Кроме того, в зависимости от фактических обстоятельств, могут потребоваться иные документы. Так, например, при совершении сделки одним из супругов потребуется нотариально удостоверенное согласие другого супруга на дарение квартиры, находящейся в совместной собственности супругов, либо документ, свидетельствующий о том, что данная квартира не находится в совместной собственности супругов (например, брачный договор, соглашение о разделе общего имущества супругов).

За государственную регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину в размере 2000 рублей. При подаче заявления и уплате госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7.

Как регистрируется переход права собственности

Государственная регистрация права собственности осуществляется отделениями Росреестра.

Как правило, документы в Росреестр даритель и одаряемый подают самостоятельно.

Если договор удостоверен нотариально, то заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы обязан представить в Росреестр нотариус, при условии, что стороны сделки не возражают против этого.

Заявление и необходимые документы можно представить в отделение Росреестра одним из следующих способов:

  • непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме. В г. Москве прием документов на государственную регистрацию осуществляется только через МФЦ, кроме приема по экстерриториальному принципу;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (в этом случае подлинность подписи на заявлении должна быть заверена нотариально, договор дарения и доверенность представителя должны быть нотариально удостоверены, а также должны быть приложены копии документов, удостоверяющих личности);
  • в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.

Полезно иметь в виду, что стороны договора могут представить заявление и документы в электронной форме при соблюдении одного из нижеперечисленных условий:

  • если даритель заблаговременно направил в Росреестр заявление о возможности регистрации перехода (прекращения) права на объект недвижимости на основании электронных документов;
  • если квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, которой подписаны документы, выдан ФГБУ «ФКП Росреестра».

В противном случае заявление и прилагаемые к нему документы не принимаются и возвращаются отделением Росреестра без рассмотрения.

Уплатить госпошлину за государственную регистрацию можно в том числе через МФЦ.
О ходе оказания услуги (например, поступление информации об уплате госпошлины, проведении регистрации) заявители могут быть уведомлены посредством сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона.

Какие документы подтверждают регистрацию

Срок государственной регистрации прав не может превышать семи рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов Росреестром или девяти рабочих дней со дня приема заявления и документов в МФЦ. Если регистрация осуществляется на основании нотариально удостоверенного договора, то ее срок составляет три рабочих дня. При этом в случае поступления документов в электронной форме срок составляет один рабочий день, а при обращении через МФЦ — пять рабочих дней.

Течение срока государственной регистрации начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов.

После проведения государственной регистрации заявителям выдается выписка из Росреестра, которая может быть направлена в электронной форме. На экземплярах договора дарения делается специальная регистрационная надпись.

Став собственником квартиры, одаряемый становится плательщиком налога на имущество физических лиц.

Что касается НДФЛ, то одаряемый должен заплатить налог с кадастровой стоимости квартиры. При этом НДФЛ не надо платить в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками.