Речь идет о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения в действие Земельного кодекса РФ, то есть до 30.10.2001. Ограничений по сроку переоформления нет. Право собственности на такие участки могут зарегистрировать также граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) в порядке наследования или по иным основаниям.
Однако не все участки можно переоформить в собственность. Этого нельзя сделать, например, в отношении участка, ограниченного в обороте. Как правило, такими являются земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в в государственной или муниципальной собственности.
С порядком переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в собственность можно ознакомиться ниже.
Подготовка документов
Итогом всех действий, связанных с переоформлением прав, должна стать государственная регистрация права собственности на земельный участок. Она осуществляется на основании следующих документов:
- акта о предоставлении гражданину земельного участка, изданного органом госвласти или органом местного самоуправления;
- акта (свидетельства) о праве гражданина на земельный участок, выданного уполномоченным органом госвласти;
- выписки из похозяйственной книги установленной формы о наличии у гражданина права на земельный участок (если участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), выданной органом местного самоуправления;
- иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право на земельный участок.
В случае если к гражданину перешло право собственности на расположенное на участке строение, вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право на земельный участок, он для государственной регистрации права собственности на земельный участок может представить следующие документы:
- один из документов, предусмотренных выше и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного строения на этот земельный участок;
- свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности гражданина на расположенное на участке строение.
Второй документ из данного перечня не потребуется, если право собственности гражданина на указанное строение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Регистрация в Росреестре
Для государственной регистрации права собственности на земельный участок необходимо обратиться в Росреестр с заявлением и необходимыми документами. Их можно подать одним из следующих способов:
- лично (либо через представителя по доверенности) в ФГБУ «ФКП Росреестра» или МФЦ (независимо от места нахождения земельного участка согласно перечню подразделений и МФЦ, размещенному на сайте Росреестра). Обращаем внимание, что в г. Москве и Московской области прием документов на государственную регистрацию осуществляется только через МФЦ, кроме приема по экстерриториальному принципу;
- при выездном приеме;
- через нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи на заявлении о государственной регистрации прав;
- в форме электронных документов через Интернет, например через официальный сайт Росреестра.
Полезно иметь в виду, что после создания Публично-правовой компании «Роскадастр», ей будут переданы, в том числе, полномочия ФГБУ «ФКП Росреестра», До завершения процедуры реорганизации ФГБУ «ФКП Росреестра» продолжает осуществлять свои функции.
При представлении заявления лично гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, а его представитель предъявляет еще и нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия.
За государственную регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину. Представлять документ о ее уплате вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными документами не требуется.
Размер госпошлины составляет 350 рублей. При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7.
Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления), необходимый для подтверждения факта уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить.
Уплатить госпошлину можно также через МФЦ.
Срок государственной регистрации права собственности на земельный участок составляет не более семи рабочих дней с даты поступления заявления и документов в орган регистрации прав, а в случае подачи заявления и документов через МФЦ этот срок не превышает девяти рабочих дней. Течение срока государственной регистрации начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов.
Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН, которая может быть направлена заявителю в электронной форме.