Собственники всех комнат в квартире вправе объединить их и зарегистрировать право общей собственности на квартиру. Если собственник один, то он тоже может сделать такое объединение комнат.
В статье изложен рекомендуемый порядок действий для объединения комнат в квартиру.
Подготовка документов для объединения
Сразу оговоримся. Мы не рассматриваем здесь объединение комнат с одновременной перепланировкой квартиры. Тем, кого интересует перепланировка, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей, ссылка на которую приведена ниже.
Для объединения комнат в квартиру вам потребуются:
- заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей);
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность представителя, а также нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия (при наличии представителя);
- документ, являющийся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Таким документом является заявление собственника, если все комнаты в квартире принадлежат одному лицу, или соглашение об образовании общей долевой или общей совместной собственности, если комнаты принадлежат разным лицам;
- правоустанавливающие документы на комнаты, если право собственности на них не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
- технический план квартиры, подготовленный кадастровым инженером (если кадастровый учет квартиры ранее не осуществлялся). Технический план готовится в форме электронного документа и может быть помещен кадастровым инженером на временное хранение в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав. В этом случае в заявлении указывается только идентифицирующий номер технического плана, а сам план с заявлением не представляется.
Подача документов на регистрацию
Заявление и прилагаемые к нему документы можно представить в орган регистрации прав одним из следующих способов:
- лично (либо через представителя по доверенности) в ФГБУ «ФКП Росреестра» или МФЦ, в том числе независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений и МФЦ, размещенному на сайте Росреестра;
- при выездном приеме;
- по почте ценным письмом с уведомлением. При этом подлинность подписи на заявлении должна быть заверена нотариально, соглашение между собственниками комнат (при его наличии) также должно быть нотариально удостоверено. К заявлению необходимо приложить копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
- через нотариуса, засвидетельствовавшего подпись на заявлении о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав;
- в электронной форме с использованием сети Интернет, в том числе посредством официального сайта Росреестра. При этом заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
Обращаем внимание на то, что в г. Москве прием документов на государственную регистрацию осуществляется только через МФЦ.
За регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину. Представлять документ об уплате госпошлины вместе с заявлением не обязательно, но вы можете это сделать по собственной инициативе.
Размер госпошлины за государственную регистрацию прав составляет 2000 рублей.
При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7
Если на момент представления заявления вы госпошлину не уплатите, то вам выдадут или направят информацию, содержащую необходимый для подтверждения факта оплаты за конкретную услугу уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой вам необходимо ее уплатить.
Уплатить госпошлину за государственную регистрацию можно в том числе через МФЦ.
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на комнаты осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на квартиру.
Регистрация: что в итоге?
В результате регистрации вы получаете выписку из ЕГРН. Кроме того, если вы заключали соглашение между собственниками комнат, то на соглашение наносится специальная регистрационная надпись.
Срок государственного кадастрового учета и государственной регистрации не может превышать 10 рабочих дней со дня приема органом регистрации прав заявления на осуществление учета и регистрационных действий и прилагаемых к нему документов. При подаче документов через МФЦ срок составляет 12 рабочих дней.
Течение срока начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов. Однако если на момент представления заявления и необходимых документов в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины за государственную регистрацию и документ о ее уплате не представлен вместе с указанным заявлением, то течение срока государственной регистрации начинается со дня получения органом регистрации прав сведений об уплате госпошлины.