Граждане могут приватизировать квартиры, находящиеся в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Приватизация квартиры означает, что граждане могут получать в собственность квартиру, которую они занимают. Данное право установлено законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В статье сделана попытка дать описание приватизации квартиры (что-то типа пошаговой инструкции) на примере Москвы. Вся приведенная информация актуальна для 2024 года.
Подготовка документов для приватизации
Подготовка необходимых документов является первым и наиболее ответственным шагом для запуска процесса приватизации. Сразу отметим, что на федеральном уровне перечень документов для приватизации квартиры не установлен. Такие перечни устанавливаются законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
В частности, в городе Москве перечень документов устанавливает соответствующий Административный регламент. Он утвержден Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП (в ред. от 23.12.2022). В соответствии с указанным документом приватизация квартиры в г. Москве потребует представление определенных документов. Чтобы приватизировать квартиру в г. Москве, понадобятся:
- запрос (заявление) на предоставление государственной услуги по приватизации;
- паспорта или другие документы, удостоверяющие личности заявителя и всех членов его семьи, а также лиц, зарегистрированных в приватизируемой квартире, и лиц, имеющих право пользования этой квартирой на условиях социального найма;
- свидетельство о рождении или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка. Документ представляется для членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемой квартире, лиц, имеющих право пользования данной квартирой на условиях социального найма, не достигших 14-летнего возраста;
- документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (если есть представитель), и документ, подтверждающий его полномочия. К полномочиям относятся представление документов для подписания договора передачи, подписание и получение указанного договора. Это может быть нотариальная доверенность, решение органа опеки, попечительства и патронажа и т.п.;
- заверенная судом копия решения о признании недееспособным или ограниченно дееспособным заявителя, членов семьи заявителя. А также лиц, зарегистрированных в приватизируемой квартире;
- согласие органа опеки и попечительства на передачу квартиры в собственность недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина. А также детей, оставшихся без попечения родителей;
- договор социального найма на приватизируемую квартиру — экземпляр заявителя (если имеется);
- ордер/выписка из распоряжения органа исполнительной власти (при наличии у заявителя). Если ордер утерян, то — копия распоряжения органа исполнительной власти. Копию выдают органы, уполномоченные на предоставление сведений архивного фонда РФ. В Москве копию распоряжения органа исполнительной власти на бумажном носителе можно получить в любом МФЦ;
- документ, подтверждающий наличие гражданства РФ, — для лиц, не достигших 14-летнего возраста. Только в случаях, если родители не являются гражданами РФ и не зарегистрированы в приватизируемой квартире;
- выписка из домовой книги за период с 21.07.1991 до прибытия на данное место жительства. Либо аналогичный документ, заменяющий выписку;
- документ уполномоченного органа, подтверждающий неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства. А также документ, подтверждающий полномочия данного органа по выдаче указанного документа;
- выписка из личного дела (справка) с указанием периода прохождения службы, состава семьи и отражением регистрации при воинской части по периодам службы (для офицеров, в том числе уволенных в запас, и членов их семей; граждан, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей; граждан, которым было предоставлено в пользование служебное жилое помещение при воинской части на период контракта, и членов их семей);
- справка об освобождении гражданина, участвующего в приватизации квартиры, и ее копия;
- заверенная судом копия вступившего в законную силу приговора. А также документ, подтверждающий отбывание наказания гражданами, осужденными к лишению свободы или к принудительным работам;
- заверенная судом копия вступившего в силу решения о наличии или отсутствии (лишении) прав на квартиру;
- письменное согласие на приватизацию занимаемой квартиры или письменный отказ от приватизации. Указанные документы оформляются по формам, утверждаемым правовым актом Департамента городского имущества города Москвы. Они также нотариально удостоверяются либо подписываются при личном обращении в МФЦ в присутствии работника МФЦ.
Передача документов в орган приватизации
На следующем шаге подготовленные документы надо представить в Департамент городского имущества города Москвы. Именно он является уполномоченным органом по приватизации гражданами жилых помещений жилищного фонда города Москвы.
Подать документы на приватизацию квартиры в 2024 году можно лично, обратившись в любой московский МФЦ.
Приватизация квартиры возможна в электронной форме. То есть документы можно также направить в электронной форме через Интернет. Но сделать это могут только:
- одиноко проживающие заявители или
- заявители в составе семьи, если в составе семьи имеются только совершеннолетние граждане. Причем, только те, которые с 21.07.1991 либо с рождения проживают на законных основаниях в Москве. Более того, в составе семьи нет совершеннолетних недееспособных граждан, а также сирот.
При использовании электронной формы подачи документов запрос (заявление) подается путем заполнения интерактивной формы запроса. Одновременно нужно указать реквизиты документов, удостоверяющих личность заявителя. Остальные документы можно либо приложить к запросу в форме скан-копий документов. Либо представить лично в МФЦ в течение пяти рабочих дней со дня подачи запроса. Представители заявителей не могут подавать запрос и документы в электронной форме.
Заключение договора передачи в собственность приватизированной квартиры
Приватизация квартиры осуществляется в соответствии с законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В частности, решение вопроса о приватизации принимается в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Для Москвы указанный срок составляет 46 рабочих дней. В течение этого срока Департамент городского имущества города Москвы:
- оформляет договор передачи с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности на приватизируемую квартиру;
- либо выпускает решение об отказе в приватизации.
Заключение договора о приватизации является одним из ключевых шагов. Данная процедура должна выполняться по определенным правилам.
В договор передачи квартиры в собственность включаются:
- несовершеннолетние, имеющие право пользования этой квартирой и проживающие совместно с лицами, которым эта квартира передается в общую с несовершеннолетними собственность,
- или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования этой квартирой.
При подписании договора о приватизации должны присутствовать:
- включенные в договор лица, достигшие 14-летнего возраста, и/или их законные представители,
- а также совершеннолетние лица, имеющие право на приватизацию данной квартиры и добровольно отказавшиеся от этого.
А как быть в случае невозможности присутствия лиц, имеющих право на приватизацию квартиры и добровольно отказавшихся от этого? В этом случае должно быть представлено согласие от них на приватизацию, заверенное нотариально.
Запрос на предоставление государственной услуги можно подать в электронной форме через Интернет. В этом случае в момент подписания договора передачи квартиры в собственность сотруднику МФЦ необходимо представить:
- договор социального найма на приватизируемую квартиру;
- ордер/выписку из распоряжения органа исполнительной власти;
- а также нотариально удостоверенное письменное согласие на приватизацию или письменный отказ от приватизации.
Если нотариально заверенные документы представить невозможно, то их надо подписать лично в присутствии сотрудника МФЦ.
Получение документов после приватизации
Процесс приватизации завершается выдачей заявителю договора передачи квартиры. На договоре ставят отметку о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру.
Договор передачи квартиры в собственность:
- выдает МФЦ лично заявителю либо его представителю в форме документа на бумажном носителе;
- направляется заявителю Департаментом городского имущества города Москвы в форме документа на бумажном носителе почтовым отправлением;
- направляется Департаментом в форме электронного документа в «личный кабинет» заявителя на Портале госуслуг города Москвы. Документ подписывается уполномоченным должностным лицом Департамента с использованием электронной подписи.
Заключение договора передачи квартиры в собственность происходит бесплатно.
После получения договора надо получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости. Ведет реестр Публично-правовая компания «Роскадастр». В указанном реестре отражается факт государственного кадастрового учета, государственной регистрации возникновения прав на приватизированную квартиру.
За регистрацию права собственности в реестре необходимо уплатить госпошлину в размере 2000 рублей.
Приватизация квартиры может производиться несколькими лицами. То есть она приобретается в долевую собственность. В этом случае суммарный размер госпошлины также составляет 2000 рублей. Эта сумма распределяется между сособственниками пропорционально их долям в праве собственности.
При обращении с заявлением и уплатой госпошлины через порталы госуслуг госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7.