Основная цель публичного сервитута состоит в том, чтобы без изъятия земельного участка обеспечить общественные (а также государственные и муниципальные) нужды, связанные, например, с проходом или проездом через участок.
Как правило, плата за публичный сервитут не взимается, кроме случаев, когда его установление существенно затрудняет использование земельного участка собственником.
О некоторых особенностях установления публичного сервитута вы узнаете из статьи.
В каких случаях устанавливается публичный сервитут
Сервитут — это юридическое понятие, означающее право лица (лиц) на ограниченное пользование чужими земельными участками.
В соответствии с Земельным кодексом РФ сервитут должен быть как можно менее обременительным для использования земельного участка, в отношении которого он установлен.
По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок.
Есть два вида сервитутов: публичный и частный. Частный устанавливается в интересах конкретных лиц. Публичный сервитут устанавливается в интересах государства, местного самоуправления, а также для обеспечения нужд местного населения. Например, члены садового некоммерческого товарищества (СНТ) могут попасть на свои дачные участки только через земельный участок местного фермера. В таком случае в отношении участка фермера местным органом власти может быть установлен публичный сервитут, то есть его участок может быть обременен правом проезда к дачным участкам СНТ. При этом земельный участок у фермера изъят не будет.
Как правило, публичный сервитут устанавливается, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом сервитут можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование.
Правила и цели установления сервитута (речь идет о публичном) предусмотрены Земельным кодексом РФ. В частности, его устанавливают своим решением исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Установление публичного сервитута не запрещает правообладателю земельного участка его продать или иным образом передать права на него. При этом сервитут не прекращается и его условия не изменяются.
Если говорить более детально, то публичный сервитут устанавливается в целях:
- прохода или проезда через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
- размещения межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
- проведения дренажных работ;
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
- прогона сельскохозяйственных животных;
- сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;
- охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).
Также есть отдельные цели (не относящиеся к перечисленным), для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке, например, для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях. Но мы в нашей статье специальный порядок не описываем.
Сведения об установлении публичного сервитута вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (Росреестр).
На какой срок может быть установлен земельный сервитут
В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган, например, орган местного самоуправления, и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.
Чаше всего публичный сервитут, организованный для прохода или проезда граждан через земельный участок, устанавливается без ограничения срока, то есть постоянно.
Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен.
Если сервитут установлен на конечный срок, то он считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек его срок. В этом случае для прекращения публичного сервитута отдельное решение уполномоченного органа не требуется.
Кроме этого, публичный сервитут может быть прекращен в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка. Это может быть, например, в случаях, когда из-за осуществления публичного сервитута правообладатель не имеет возможности использовать свой участок.
Плата за публичный сервитут: порядок установления
При установлении публичного сервитута правообладатель участка может потребовать соразмерную плату, например, в случаях, если сервитут создает существенные затруднения в использовании участка.
Для этого правообладатель должен обратиться с заявлением, составленным в свободной форме, в орган, который установил сервитут. Плата за пользование участком должна соответствовать тем неудобствам и ограничениям, которые правообладатель испытывает из-за публичного сервитута. Для этого правообладателю надо обосновать требования и собрать доказательства того, что использование участка стало затруднительным. Например, он может указать площадь, которую вы из-за публичного сервитута он не может использовать по назначению.
К своему заявлению правообладатель должен приложить заключение оценщика, в котором рассчитана плата за публичный сервитут.
В случае отказа в установлении платы, несогласии с её размером или отсутствии реакции на заявление правообладатель может обратиться в суд. В суд надо подать иск об установлении соразмерной платы и определении порядка выплат. К иску нужно приложить документы, подтверждающие претензии и требования.