Какие правила езды на электросамокате?

До недавнего времени отдельных правил езды на самокатах и электросамокатах не существовало. С 01 марта 2023 года введены в действие правила перемещения на электросамокатах, гироскутерах, моноколесах и других подобных устройствах. Больше информации об этом вы найдете в статье.

Что такое электросамокат

Ранее граждане, передвигающиеся на различных устройствах типа электросамокатов, гироскутеров и т.п., приравнивались к пешеходам и должны были соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешеходов.

Каким бы это не показалось странным, но понятие «электросамокат» в законодательстве РФ долгое время отсутствовало. Тем не менее, на практике под электросамокатом понимаелся самокат, на котором установлены аккумулятор и электродвигатель, позволяющие этому устройству двигаться.

Понятие самоката введено государственным стандартом ГОСТ Р 58680-2019, в соответствии с которым самокат представляет собой спортивное оборудование на роликах (колесах), имеющее, в частности, рулевую колонку, которое перемещается мышечной силой пользователя.

Под электросамокатом, как правило, понимается самокат, на котором установлены аккумулятор и электродвигатель, приводящий его в действие.

Вернемся к электросамокатам и прочим подобным устройствам. Они не относятся к транспортным средствам. По общему правилу на них не распространяются, в частности, требования о государственной регистрации и необходимости получения права на управление ими. С марта 2023 года для электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сегвеев, моноколес и их аналогов установлен особый статус. Все они отнесены к новой категории транспортных средств, которая получила наименование «средствам индивидуальной мобильности».

По каким правилам надо перемещаться на электросамокате

 

Новая редакция Правил дорожного движения регламентирует порядок перемещения на новой категории транспортных средств и устанавливает требования к этим средствам.

Дети младше семи лет могут передвигаться на электротранспорте только в сопровождении взрослых и только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

Дети от семи до 14 лет могут передвигаться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Лица старше 14 лет могут передвигаться на средстве индивидуальной мобильности по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.

Допускается движение лиц старше 14 лет на электросамокате или другом средстве индивидуальной мобильности:
1) в пешеходной зоне — если масса устройства не превышает 35 кг;

2) по тротуару, пешеходной дорожке — если масса устройства не превышает 35 кг и соблюдается одно из следующих условий:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • лицо на электросамокате сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет на электротранспорте или велосипедиста в возрасте до 14 лет;

3) по обочине — если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним;

4) по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;
  • электросамокат оборудован тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.

При наличии светофора при движении по тротуару или пешеходной дорожке лица, использующие средства индивидуальной мобильности, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода, а при движении по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов — сигналами светофора в виде велосипеда.

Движение на электросамокате и другом аналогичном средстве разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на средствах индивидуальной мобильности должны быть включены фары или фонари.

Суммируя вышесказанное, перечислим еще раз то основное, что введено новыми правилами:

  • введено ограничение по скорости передвижения. Максимальная скорость элктросамоката или другого средства индивидуальной мобильности не должна превышать 25 км/ч;
  • реальную скорость нужно рассчитывать исходя из безусловного приоритета пешеходов;
  • электротранспорт, на котором можно ездить по тротуарам, пешеходным и велодорожкам, не должен весить более 35 кг;
  • движение электротранспорта отныне регулируется специальными дорожными знаками.

Под статус средств индивидуальной мобильности не подпадают обычные самокаты и роликовые коньки.

Напомним, что пешеходом является лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

В случае нарушения ПДД гражданин, использующий электросамокат, может быть привлечен к соответствующей административной ответственности.

Полезно иметь в виду, что в случае, если характеристики электросамоката соответствуют характеристикам мопеда, то он может быть отнесен к мопедам. Тогда электросамокат будет относиться к другой категории транспортных средств, а на гражданина, использующего самокат, будут распространяться ПДД, установленные для передвижения на мопедах. Поэтому в случае нарушения ПДД гражданин может быть привлечен к соответствующей административной ответственности.

Напомним, что мопедом признается двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

юрист-советник