Как получают образование дети с ограниченными возможностями

Порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В учебных заведениях, где учатся такие дети, создаются специальные условия.

Что такое ограниченные возможности

В соответствии с законодательно установленным определением к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ проводится в соответствии с адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов дополнительно реализуются индивидуальные программы реабилитации.

Что же такое адаптированная образовательная программа. Данная программа предназначена для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную их адаптацию.

Обучение детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных учебных заведениях, осуществляющих образовательную деятельность.

Детям с ОВЗ также предоставляется доступ к инклюзивному образованию, то есть совместному обучению и учебным занятиям, досугу, различным видам дополнительного образования, с обучающимися, не имеющими ограничений возможностей здоровья.

При каких условиях возможно инклюзивное образование

В таких случаях учебные заведения создают специальные условия для получения образования детей с ОВЗ.

Под специальными условиями понимаются такие условия обучения, воспитания и развития обучающихся детей с ограниченными возможностями, которые включают в себя:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ обучающимися детьми с ОВЗ.

Отметим, что обучение детей с ОВЗ накладывает определенные требования на педагогов. При обучении детей они обязаны учитывать особенности их психофизического развития, состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования детей с ОВЗ, при необходимости взаимодействовать с медицинскими организациями.

Для обучения применяются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература. Кроме того, иногда требуются услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Так вот, и учебники, и переводчики предоставляются детям с ОВЗ бесплатно.

По общему правилу форму обучения до завершения получения ребенком основного общего образования выбирают родители ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (если такие рекомендации имеются).

Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать учебные заведения, может быть организовано на дому или в медицинских организациях.

Отдельно отметим, что к детям с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости не применяются меры дисциплинарного взыскания (например, таких детей нельзя отчислить).

Ниже рассмотрены некоторые особенности обучения детей с ОВЗ в учебном заведении на примере общего образования.

Особенности образования детей с ограниченными возможностями

Дети с ОВЗ обучаются по программам общего образования в учебных заведениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

То есть для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и других детей с ОВЗ создаются отдельные заведения, обучающие по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Детям с различными формами умственной отсталости, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении. При этом итоговая аттестация для таких детей для получения свидетельства об обучении не требуется.

Обращаем внимание на то, что дети с ОВЗ принимаются на обучение только с согласия родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Дошкольное образование

Условия для получения образования детьми с ОВЗ определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

Реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, осуществляется в группах компенсирующей направленности.

Совместное образование детей с ОВЗ и здоровых детей осуществляется в группах комбинированной направленности. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более трех категорий детей с ОВЗ. При объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.

При этом количество детей в группах не должно превышать установленного количества.

Начальное, основное, среднее образование

Родители детей с ограниченными возможностями вправе выбрать для обучения своего ребенка школу по месту проживания, в которой должны быть созданы необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии такого заключения).

При обучении в школе предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами. При обучении совместно с другими обучающимися количество обучающихся с ОВЗ устанавливается из расчета не более трех.

В школах обеспечиваются специальные условия для обучения, в частности, учащимся с ОВЗ по зрению, по слуху, а также учащимся, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются:

  • необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
  • условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.

В учебных заведениях, обучающих по адаптированным общеобразовательным программам для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В случае если учащиеся завершают обучение по адаптированным общеобразовательным программам основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.

юрист-советник