При каких условиях возможно инклюзивное образование

При инклюзивном образовании обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно с лицами, не имеющими таких ограничений. При этом прием на обучение проходит в общем порядке, а обучение по адаптированной программе возможно только с согласия самого обучающегося (или его родителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Что такое инклюзивное образование

Законом об образовании инклюзивное образование определяется как обеспечение равного доступа к образованию для разных категорий обучающихся с учетом их потребностей и возможностей. Прежде всего, это относится к обучающимся детям с ограниченными возможностями, которым необходимо обеспечить адаптацию в неспециализированных школах либо организовать обучение в отдельных классах, группах и организациях с учетом их особенностей. Дополнительно к этому для таких детей разрабатываются и реализуются я адаптированные образовательные программы. При этом реализация таких программ возможна только с согласия родителей и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Сами адаптированные образовательные программы разрабатываются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ограниченными возможностями.

Другими словами, инклюзивное образование предполагает совместное обучение (воспитание), в том числе совместные учебные занятия, досуг, различные виды дополнительного образования, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут также иметь статус инвалида. Такой статус устанавливается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Немаловажным обстоятельством является то, что в целях реализации инклюзивного образования государство создает детям с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Правовое регулирование инклюзивного образования основано на следующих принципах.

  • Во-первых, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. При этом для инвалидов разрабатываются индивидуальные программы реабилитации.
  • Во-вторых, общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в школах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких школах создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
  • В-третьих, сами обучающиеся или их родители имеют возможность выбора школы. Связано это с тем, что обучение детей с ограниченными возможностями может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
  • В-четвертых, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, если они проживают в школе (школе-интернате), находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся дети, не проживающие в школе, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
  • В-пятых, профессиональное обучение и получение профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья должно проходить на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
  • В-шестых, профессиональные образовательные организации и вузы должны создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из основных гарантий инклюзивного образования является обязанность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, обеспечивать подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействовать привлечению таких работников в школы.

Условия получения доступа к инклюзивному образованию

Инклюзивное образование реализуется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее), профессионального образования (среднее профессиональное и высшее), а также дополнительного образования.

Органы власти обязаны создавать условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

К таким условиям для инклюзивного образования относятся, в частности:

  • возможность для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья в здания и помещения образовательного заведения;
  • организация пребывания и обучения лиц с ограниченными возможностями в этом заведении (визуальные, звуковые и тактильные средства информации, поручни, пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения индивидуального и коллективного пользования);
  • организация спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания.

До создания указанных условий в целях соблюдения интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений, в классе (группе) может устанавливаться меньшая наполняемость, а соотношение обучающихся в классе (группе) по очной форме обучения определяться таким образом, чтобы совместное обучение не препятствовало успешному освоению образовательных программ.

Также для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности получать инклюзивное образование, в государственных образовательных учреждениях открываются классы компенсирующего обучения, специальные классы, а для лиц, не имеющих возможности обучаться по очной форме, создаются условия для получения образования в иных формах, в том числе дистанционно.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей, иных законных представителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Комиссия проводит обследование детей для выявления их особенностей в физическом и психическом развитии и выработки рекомендаций по организации их обучения и воспитания. Обследование проводится по письменному заявлению родителей ребенка или по направлению образовательных, медицинских организаций с письменного согласия их родителей.

Обращаем внимание на то, что заключение комиссии по результатам обследования ребенка для его родителей носит рекомендательный характер. Между тем для органов власти субъектов РФ и муниципальных образований в сфере образования, образовательных организаций заключение комиссии является основанием для создания рекомендованных условий для обучения и воспитания ребенка. Заключение действительно для представления в указанные органы и организации в течение календарного года с даты его подписания.

Так, например, не допускается зачисление ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеразвивающую группу детского сада без изменения ее направленности на компенсирующую или комбинированную.

Также отметим, что педагоги обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения ими образования, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

юрист-советник