Что входит в обязанности классного руководителя?

К обязанностям классного руководителя относится взаимодействие с учениками и их семьями, с другими учителями, с администрацией школы, а также внешними партнерами в целях обучения, воспитания и социализации учеников. В статье вы найдете больше информации об этом.

Общая информация. Приоритетные цели и задачи классного руководства

Классное руководство направлено в первую очередь на решение задач воспитания и социализации учеников.

Воспитательные функции в общеобразовательной организации (далее – школа) выполняют все педагогические работники (далее – учителя). При этом ключевая роль отводится тем учителям, деятельность которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением постоянного педагогического сопровождения группы учеников, находящихся в одном учебном классе.

Напомним, что педагогическим работником (учителем) является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию и (или) организации образовательной деятельности.

Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учеников на основе социальных, культурных, духовных и нравственных ценностей, а также принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Кроме того, воспитание призвано формировать у учеников чувство патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников и героев Отечества, уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Как правило, учитель принимает на себя классное руководство добровольно на условиях дополнительной оплаты и при соответствующем юридическом оформлении. Классное руководство не связано с занимаемой учителем должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Оно непосредственно вытекает из сущности, целей, задач, содержания и специфики реализации классного руководства как вида педагогической деятельности.

Классное руководство является весьма ответственным моментом во всей системе обучения и воспитания учеников.

В связи с этим Министерством просвещения РФ разработаны соответствующие Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях.

Данные рекомендации направлены на уточнение и конкретизацию правил реализации воспитательной деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению учителями классного руководства, критериев оценки эффективности этой деятельности.

При этом предусматриваются вариативные компоненты, обусловленные региональными социально-экономическими, экологическими, этнокультурными, демографическими и иными особенностями субъектов Российской Федерации, территориальным расположением общеобразовательной организации, спецификой контингента обучающихся и реализуемых образовательных программ.

Приоритетными задачами деятельности классного руководителя являются:

  • создание благоприятных условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения учеников, общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
  • формирование у учеников высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
  • формирование внутренней позиции личности ученика по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности к деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека;
  • формирование у учеников активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов Второй мировой войны;
  • формирование способности учеников реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.

Административно-воспитательные обязанности

Классный руководитель выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Это означает, что координирующие действия классного руководителя, а также действия по анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.

При классном руководстве учитель самостоятельно выбирает формы и технологии работы с учениками и их родителями. В качестве примеров форм работы можно привести:

  • индивидуальные. К ним относятся беседы, консультации, обмены мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместные поиски решения проблем и другие;
  • групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и т.п.);
  • коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и т.п.).

В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантный и вариативный блоки обязанностей. Поговорим об этом подробнее.

Инвариантный блок обязанностей

Инвариантный блок обязанностей классного руководителя охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых задач воспитания и социализации учеников, независимо от условий функционирования школы.

Инвариантный блок содержит следующие разделы:

  1. Деятельность по воспитанию и социализации учеников в классе (например, содействие повышению дисциплинированности и академической успешности, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости, поддержка талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей профилактика вредных привычек).
  2. Деятельность по воспитанию и социализации учеников, осуществляемая с классом как социальной группой. Например, регулирование межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения; профилактика поведения учеников.
  3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями учеников, например, привлечение родителей к сотрудничеству в интересах учеников, регулярное информирование родителей об особенностях образовательного процесса в течение учебного года, об основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса.
  4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом. В качестве примеров можно привести взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности обучения учеников и класса в целом.
  5. Участие в воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами. Здесь имеется в виду участие в работе по профессиональному самоопределению обучающихся, участие в поддержке детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
  6. Ведение и составление необходимой документации, к которой относятся классный журнала в бумажной или электронной форме (одновременное ведение (дублирование) журнала успеваемости в электронном и бумажном виде не допускается) и план воспитательной работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством.

Вариативный блок

Данный блок деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий школы.

Так, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания учеников в школах субъекта РФ, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка.

Вариативный блок может отражаться не только в локальном акте школы, но и в соглашении о выполнении дополнительной работы конкретным учителем в связи с классным руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями, например с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в разновозрастном классе-комплекте и т.п.

Педагогические обязанности

Давайте вспомним, что классный руководитель является, прежде всего, педагогическим работником. А раз так, то он должен в числе прочего выполнять свои педагогические обязанности, к числу которых относятся:

  1. осуществление своей деятельности на высоком профессиональном уровне, полноценная реализация преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной программой;
  2. соблюдение правовых, нравственных и этических норм;
  3. уважение чести и достоинства учеников и других участников учебных отношений;
  4. развитие у учеников познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в современных условиях, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  5. применение педагогически обоснованных форм, методов обучения и воспитания;
  6. учет особенностей психофизического развития учеников и состояния их здоровья, соблюдение специальных условий для учеников с ограниченными возможностями здоровья;
  7. систематическое повышение своего профессионального уровня;
  8. прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности;
  9. прохождение периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров по направлению администрации школы;
  10. прохождение обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда;
  11. соблюдение устава школы и других локальных нормативных актов, в том числе правил внутреннего трудового распорядка.
юрист-советник