Сетевая форма образовательных программ: что это

Сетевая форма реализации образовательных программ предполагает возможность объединения ресурсов нескольких учебных заведений, а также учебных заведений и других организаций (научных, медицинских, культурных и т.п.).

Общая информация о сетевой форме

Возможность сетевой формы реализации образовательных программ предусмотрена законом об образовании, который устанавливает общие правила такой реализации.

Что же такое сетевая форма. Данная форма реализации образовательных программ предполагает объединение ресурсов нескольких организаций. При этом возможно объединение ресурсов как нескольких образовательных организаций, так и образовательной и иной организации, качестве которой может выступать научная организация, медицинская организация, организация культуры, физкультурно-спортивная организация.

Обращаем внимание, что список организаций имеет информационный характер и является открытым. Таким образом, участником сетевой формы может стать любая организация, обладающая ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

С точки зрения образования наибольший интерес представляет объединение ресурсов нескольких образовательных организаций. В случае объединения такие организации обязаны совместно разработать и утвердить образовательную программу.

При реализации образовательных программ в сетевой форме образовательные организации вправе использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования. При этом местом осуществления образовательной деятельности будет являться место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Модели взаимодействия при сетевой форме

Существует несколько моделей взаимодействия сторон при сетевой форме. Остановимся на этом подробнее.

Наиболее распространенным вариантом реализации сетевой формы является включение в образовательную программу базового учебного заведения одной или нескольких дисциплин, которые реализуются в подобных образовательных программах других учебных заведений. В данном случае допускается утверждение программы базовым учебным заведением при условии ее согласования с учебным заведением-партнером.

Еще одним вариантом использования ресурсов нескольких учебных заведений является модель, условно названная «индивидуальный выбор». При данной модели обучающемуся предоставляется возможность самостоятельно выбрать необходимый ему модуль (дисциплину) для освоения в другом учебном заведении. В данном случае число участников проекта может быть более двух. Такой подход позволяет реализовывать образовательные программы на стыке различных областей профессиональной деятельности.

В случае объединения ресурсов учебных заведений и организаций Минобрнауки также может быть несколько моделей взаимодействия.

Наиболее распространенной из них является модель «вуз-предприятие». Данная модель позволяет использовать материально-техническую базу и иные ресурсы предприятия для осуществления, прежде всего, практической части образовательного процесса, как правило, для проведения учебной и производственной практики.

Образовательная программа в этом случае разрабатывается и утверждается учебным заведением, однако ее содержание согласовывается с организацией-партнером.

Также к сетевому взаимодействию можно привлекать ресурсы научных организаций. В этом случае возможно использование не только материально-технической базы, но и информационно-библиотечных и кадровых ресурсов научных организаций, например, в рамках проектного обучения.

Договор между вузами о сетевой форме

Основанием для сетевого взаимодействия является договор о сетевой форме реализации образовательных программ (далее — договор о сетевой форме).

Закон об образовании определяет существенные условия договора о сетевой форме. К таким условиям относятся:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы.

Какие уровни образования предусмотрены в РФ

2) статус обучающихся в учебных заведениях, участвующих в сетевом взаимодействии, правила приема на обучение, порядок организации академической мобильности обучающихся (по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы.

Обучающиеся не отчисляются из базовой организации на период пребывания в иной организации, поскольку указанное пребывание является частью образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, на которую зачислены обучающиеся.

Правила приема, порядок организации академической мобильности определяются локальными нормативными актами.

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями — сторонами договора, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы.

В договоре о сетевой форме обычно предусматриваются бланкетные (отсылочные) нормы.
Помимо указанных выше локальных актов, сетевое взаимодействие также предполагает уточнение (принятие новых) локальных нормативных актов, определяющих:

  • порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между учебным заведением и обучающимся;
  • обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение;
  • участие студентов в формировании содержания своего профессионального образования;
  • порядок освоения студентами наряду с дисциплинами (модулями) осваиваемой программы иных дисциплин (модулей) в данном или ином учебном заведении, одновременного освоения нескольких основных профессиональных образовательных программ;
  • порядок зачета учебным заведением результатов освоения обучающимся дисциплин (модулей), практики в других учебных заведениях;
  • порядок организации и проведения практики и др.

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также учебные заведения, которыми выдаются указанные документы.

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Договор о сетевой форме может быть заключен как на определенный, так и неопределенный срок. В случае заключения договора на неопределенный срок рекомендуется указывать порядок его досрочного расторжения для всех возможных случаев. Поскольку договор о сетевой форме заключается в простой письменной форме, изменение или расторжение договора также подлежит оформлению в письменной форме;

6) финансовые условия. Учебные заведения должны согласовать, каким образом и в каком объеме будет осуществляться финансовое обеспечение деятельности учебного заведения, реализующего часть образовательной программы.