Профессиональное образование в РФ имеет несколько уровней. Для поступления и обучения установлены соответствующие правила. Граждане, освоившие программы соответствующих уровней, могут выполнять профессиональную деятельность в определенной сфере и работать по конкретной профессии или специальности.
Общая информация об уровнях профобразования
Профессиональное образование входит в общую систему образования в РФ и является её отдельным видом.
Основная особенность данного вида образования состоит в том, что оно включает как уровень среднего образования, так и уровни высшего образования.
Закон об образовании в РФ устанавливает следующие уровни профессионального образования:
- среднее профессиональное образование (оно включает программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена);
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (включает подготовку научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки).
Лица, закончившие обучение по программам профессионального образования (вне зависимости от уровня образования), проходят государственную итоговую аттестацию.
Аттестация является обязательной, а ее порядок и формы определяются учебным заведением, если иное не установлено законом об образовании.
Что касается обучения в аспирантуре (адъюнктуре), то итоговая аттестация проводится в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на предмет ее соответствия установленным критериям (защита диссертации).
После успешного прохождения государственной итоговой аттестации обучающиеся получают документы об образовании и о квалификации.
Такими документами, в частности, являются:
- диплом о среднем профессиональном образовании;
- диплом бакалавра;
- диплом специалиста;
- диплом магистра;
- диплом об окончании ординатуры;
- диплом об окончании ассистентуры-стажировки.
Для специалистов, имеющих профессиональное образование, предусмотрена возможность получения дополнительного профобразования, которое направлено исключительно на профессиональное совершенствование, а не на повышение уровня образования.
Существуют две группы программ:
- программы повышения квалификации (они предполагают совершенствование и (или) получение новой компетенции, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации);
- программы профессиональной переподготовки (они обеспечивают получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации).
Как правило, на получение дополнительного профобразования граждан, имющих как среднее, так и высшее образование, направляют работодатели.
Уровень среднего образования
Целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена.
При этом направления такой подготовки весьма разнообразны. Это могут быть как технические направления, так и социальные и гуманитарные направления.
Допуск к получению образования данного уровня возможен только при наличии у гражданина либо основного общего, либо среднего общего образования. При этом граждане с основным общим образованием при обучении получают как профессиональные умения и навыки, как и компетенции, предусмотренные стандартами среднего общего образования.
Ключевой особенностью получения среднего профобразования является его общедоступность, выражающаяся в том, что каждый имеет право поступать в любую образовательную организацию на обучение. Из этого правила есть исключения, связанные со спецификой профессий и специальностей. В частности, если такие профессии требуют наличия особых физических, психологических и иных личных качеств, учебное заведение вправе проводить конкурсный отбор при приеме на соответствующие специальности.
В соответствии с действующим в настоящее время порядком прием в учебные заведения осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее или среднее общее образование.
Организацию приема осуществляет приемная комиссия заведения в порядке, определяемом правилами приема. Председателем приемной комиссии является руководитель учебного заведения.
Прием в учебное заведение на первый курс проводится по личному заявлению граждан. Поступающие могут направить заявление о приеме, а также необходимые документы по почте либо в электронной форме (если такая возможность предусмотрена в учебном заведении).
При приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, установлен перечень вступительных испытаний. В этот перечень, установленный Приказом Минобрнауки от 30 декабря 2013 г. N 1422, входят:
- творческое испытание;
- физическое испытание;
- психологическое испытание.
В качестве примеров специальностей, требующих вступительных испытаний, назовем следующие:
- физическая культура;
- пожарная безопасность;
- защита в чрезвычайных ситуациях;
- правоохранительная деятельность;
- педагогика дополнительного образования;
- лечебное дело;
- акушерское дело.
Для организации и проведения вступительных испытаний по специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, создаются экзаменационные и апелляционные комиссии.
Вступительные испытания проводятся в письменной и (или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом правилами приема.
Результаты вступительных испытаний оцениваются по зачетной системе. Успешное прохождение вступительных испытаний подтверждает наличие у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, необходимых для обучения по соответствующим образовательным программам.
Если количество поступающих превышает число бюджетных мест, то учебное заведение может ввести конкурсный отбор среди поступающих. В этом случае обязательно учитываются результаты освоения поступающими образования предшествующего уровня, а также индивидуальные достижения.
Среднее профессиональное образование предусматривает возможность целевого обучения за счет средств потенциальных работодателей, круг которых определен законом об образовании.
Уровни высшего образования
Общей целью высшего образования является подготовка кадров высокой квалификации по всем основным направлениям деятельности, имеющим социальную полезность.
Направления уровней высшего образования устанавливаются государственными образовательными стандартами. В настоящее время имеется более 800 стандартов бакалавриата, специалитета, магистратуры, которые охватывают как математику и науки о природе, так и технические, социальные и гуманитарные области знания.
При приеме на обучение на соответствующий уровень применен иерархический принцип, в соответствии с которым освоение более высокой ступени возможно лишь по мере прохождения всех предшествующих ступеней. Так, программы бакалавриата и специалитета доступны обучающимся с средним общим образованием, программы магистратуры — лицам, имеющим образование на уровне бакалавриата или специалитета, программы аспирантуры (адъюнктуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки) — лицам, имеющим образование на уровне магистратуры или специалитета.
Некоторая особенность этого порядка связана с тем, что специалитет ранее существовал как единственная разновидность высшего образования, тогда как аспирантура и аналогичные ей виды уровнем образования не считались. После реформы образования в РФ, прежние и новые виды высшего образования «наслоились» друг на друга.
Поговорим об общих правилах, регулирующих прием на обучение по образовательным программам высшего образования. Здесь действует принцип автономности, который выражается в раздельном приеме на обучение (бакалавриат, специалитет и пр.), а также в праве учебного заведения самостоятельно устанавливать содержание вступительных испытаний для лиц, желающих обучаться в магистратуре, аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и ассистентуре-стажировке.
Общие вопросы приема на обучение по образовательным программам высшего образования урегулированы в соответствующих нормативных актах в зависимости от уровня образования.
Так, например, прием на первый курс на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на бюджетное обучение и обучение по договорам, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц.
В рамках контрольных цифр выделяются:
- квота приема на бюджетное обучение по программам бакалавриата, программам специалитета детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных лиц. Особая квота устанавливается организацией высшего образования в размере не менее чем 10% от объема контрольных цифр по каждой совокупности условий поступления на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета;
- квота приема на целевое обучение.
Прием на бюджетные места проводится на конкурсной основе. Прием на платное обучение проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами учебных заведений в соответствии с законодательством РФ.
Прием на обучение проводится:
1) по программам бакалавриата и программам специалитета (за исключением приема лиц, имеющих право на прием на обучение без вступительных испытаний):
- на базе среднего общего образования — на основании результатов ЕГЭ, которые признаются в качестве результатов вступительных испытаний, и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых учебным заведением самостоятельно;
- на базе среднего профессионального или высшего образования — по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются учебным заведением;
2) по программам магистратуры — по результатам вступительных испытаний, установление перечня и проведение которых осуществляется учебным заведением самостоятельно.
Поступающие на обучение по программам высшего образования вправе предоставить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются учебным заведением.
Эти результаты индивидуальных достижений учитываются посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих.
При приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета учебное заведение может начислять баллы за следующие индивидуальные достижения:
- наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, наличие золотого знака отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца;
- наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой медалью, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью;
- наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием;
- осуществление волонтерской деятельности;
- участие и результаты участия поступающих в олимпиадах и иных интеллектуальных и творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;
- оценка, выставленная вузом по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования;
- наличие у поступающих статуса победителя чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.
Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается учебным заведением самостоятельно.