Почему могут отказать в альтернативной службе

Довольно часто призывные комиссии неправомерно отказывают гражданам в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. В статье рассмотрены наиболее распространенные причины таких отказов.

Назовем сразу основные причины. Это:

  • стремление военкоматов в первую очередь выполнить план призыва;
  • специфика мышления отдельных членов комиссий;
  • устойчивость стереотипов о том, что альтернативная служба – это неправильно;
  • отсутствие ответственности за вынесение незаконных решений.

Не выполняется план призыва

Призывная комиссия по правилам состоит из семи или более членов. При этом работники военкомата, как правило, занимают три должности. Это заместитель председателя комиссии, которым является военный комиссар, и его подчиненные: врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию, и секретарь комиссии. На должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию призывников, обычно назначается врач-терапевт военкомата. Функции секретаря призывной комиссии исполняет медсестра или фельдшер военкомата. В отдельных случаях эти должности могут замещать сотрудники муниципальных медучреждений, что встречается не очень часто.

Так вот, по роду своей деятельности перечисленные лица чаще всего заинтересованы отправить гражданина в армию, а не на альтернативную службу.

С одной стороны, есть план призыва, который военкомат должен выполнить. С другой стороны, у чиновников фактически отсутствует обязанность заменять военную службу альтернативной гражданской. Этого от них не требует даже суд, когда признает лишение права на такую службу незаконным. Нередко суды ограничиваются всего лишь указанием рассмотреть заявление гражданина повторно. Но при этом комиссия снова может отказать в его удовлетворении.

Надо сказать, что реальное количество граждан, проходящих альтернативную службу, в настоящее время составляет существенно меньше одного процента от тех, кто служит по призыву. Поэтому, даже если количество альтернативщиков вырастет в разы, это никоим образом не повлияет на нехватку призывников, количество которых уже превышает потребности армии.

Однако чиновники рассматривают каждое заявление о замене вида службы как угрозу интересам призыва. А раз так, то количество альтернативно служащих они пытаются максимально ограничить, перекрыв доступ к альтернативной службе.

На самом деле, условия альтернативной службы непростые, и выбирают ее именно те, чьи убеждения или вероисповедание несовместимы со службой в армии. Действительно, срок альтернативной службы превышает срок военной службы по призыву (он составляет 21 месяц вместо 12), зарплата часто находится на уровне минимального размера оплаты труда (либо ненамного больше), и на нее трудно прожить. Гражданина, на альтернативной службе могут направить в населенный пункт любой удаленности от дома. Выбор должности и работодателя не зависит от гражданина.

Чиновничий образ мышления

Другой проблемой являются сложившиеся стереотипы чиновников. Граждане, отказывающиеся от военной службы, воспринимаются как уклонисты, вне зависимости от их готовности проходить альтернативную службу. Возможно, этот стереотип сформировался в период, когда данного вида службы в России не было, а отказывающихся служить привлекали к уголовной ответственности. Скорее всего, определенная часть чиновников до сих пор придерживаются подобных взглядов.

Зачастую альтернативно служащие граждане приравниваются к уклонистам от службы в армии, что по сути своей абсолютно не верно, так как первые служат родине, а вторые избегают выполнения конституционного долга. Такие позиции чиновников дискредитируют альтернативную гражданскую службу.

Самое удивительное состоит в том, что чиновники не привлекаются к ответственности за лишение гражданина права на альтернативную службу. Это приводит к тому, что образ мышления чиновника еще более увязает в ложных стереотипах.

Последствиями всего этого является не только дискредитации власти, но и дискредитация образа гражданина, проходящего альтернативную службу. В итоге это сказывается на положении гражданина в обществе.

Статисты в призывной комиссии

Решение призывной комиссии принимается большинством голосов её членов. А в состав комиссии входят не только сотрудники военкомата, но и представители и других органов: местной администрации, органа внутренних дел, органа, осуществляющего управление в сфере образования, службы занятости населения. Представители перечисленных органов не имеют профессиональной заинтересованности в том или ином решении комиссии, но и требований к качеству их работы, по сути, не предъявляется. Естественно, что в таких условиях им гораздо проще быть в роли статистов, не утруждая себя обязанностью вникать в материалы дела и тонкости законодательства.

Военный комиссар может расширить состав комиссии путем дополнительного включения в неё представителей различных организаций военной направленности: казаки, руководители региональных и местных отделений движения «ЮНАРМИЯ» и др. Понятно, что таким способом формируется необходимое количе6ство нужных голосов.

Хотя есть очень удобные способы совсем обойтись без посторонней помощи. Дело в том, что для проведения голосования требуется присутствие на заседании комиссии не менее двух третей от общего числа членов. При стандартном составе комиссии из семи человек для кворума достаточно явки на заседание четырех из них. В этом случае решение будет полностью зависеть от трех сотрудников военкомата. Каким чаще всего является это решение, догадаться не трудно.

Отсутствие ответственности членов призывной комиссии

Законом об альтернативной гражданской службе предусмотрена ответственность членов призывных комиссий, препятствующих гражданам в прохождении альтернативной службы, не исполняющих обязанности по ее организации. Но, к сожалению, данная норма практически не работает. Даже если суд признает решение членов комиссии незаконным, они не получают никаких взысканий.

Если бы члены комиссий несли реальную ответственность (реальное наказание), то можно смело предположить, что желания с их стороны нарушать закон заметно поубавилось.

Обязанностью призывной комиссии является объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение заявления гражданина. Если комиссия этого не делает, то в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях её членам может грозить административный штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей. Но, как мы упомянули выше, большинство членов комиссии, скорее всего, даже не знает о существовании такого вида ответственности.

Если бы каждый член призывной комиссии знал, что за незаконное решение ему придется, как минимум, платить штраф, и знал бы о реальных примерах таких наказаний, то картина с призывом на альтернативную гражданскую службу была бы другой.