24 августа 2020 года поправками, внесенными в закон об ОСАГО, страховым компаниям дано право устанавливать базовые ставки страховых тарифов с учетом дополнительных факторов, которые ранее не учитывались. Речь идет о нарушениях, допущенных водителем, за которые он ранее в течение года до заключения договора ОСАГО неоднократно привлекался к административной ответственности за определенные нарушения.
Речь, в частности, идет о ситуациях, когда водителя в течение года привлекали к ответственности за следующие нарушения:
- за проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика;
- превышение скорости более чем на 60 км/ч;
- выезд на встречную полосу.
Надо сказать, что данные нарушения в целях установления базового тарифа ОСАГО учитываются только в случаях, когда нарушение зафиксировано сотрудником ГИБДД. Нарушения, зафиксированные автоматическими камерами, не могут являться основанием для установления базового тарифа ОСАГО.
Для базовых ставок предусмотрены максимальные и минимальные значения, устанавливаемые ЦБ РФ.
При оформлении страхового полиса ОСАГО страховые компании обязаны учитывать нарушения:
- самих страхователей (то есть лиц, которые оформляют на себя полис) — если по договору управлять транспортным средством могут любые лица;
- водителей, указываемых в полисе, — если это вправе делать только определенные лица.
По замыслу законодателей данные новшества должны начать применяться с 25 августа 2020 года, то есть в отношении полисов ОСАГО к договорам, заключенным после 24 августа. Однако, скорее всего, новые поправки реально заработают только после того, как:
- выйдет указание ЦБ РФ, которое установить максимальное и минимальное значение базового тарифа ОСАГО;
- Правительство РФ установит уточненные правила информационного обмена при страховании ответственности по ОСАГО.