Дополнительное образование детей направлено на всестороннее интеллектуальное, духовное и физическое совершенствование. При этом такое образование не сопровождается повышением уровня образования.
Для детей в рамках дополнительного образования установлены:
- дополнительные общеразвивающие программы;
- дополнительные предпрофессиональные программы.
Об особенностях этих программ мы поговорим в нашей статье.
Общеразвивающие программы
Дополнительное образование детей по общеразвивающим программам направлено на:
- формирование и развитие у детей творческих способностей;
- интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое совершенствование;
- организацию свободного времени детей.
Дополнительное общеразвивающее образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, помогает в профессиональной ориентации, а также не только способствует выявлению детей со способностями, но и поддерживает таких детей.
Дополнительные программы для детей имею следующие направления:
- научно-техническое;
- спортивно-техническое;
- физкультурно-спортивное;
- художественное;
- туристско-краеведческое;
- эколого-биологическое;
- военно-патриотическое;
- социально-педагогическое;
- социально-экономическое;
- естественно-научное.
К участию в дополнительных общеобразовательных программах допускаются все дети без предъявления требований к уровню образования, если конечно сама программа не предполагает каких-то особых требований.
Дополнительные общеразвивающие программы для детей предусматриваются, в частности, в сфере искусств, физкультуры и спорта. При этом содержание программ, сроки обучения по ним и другие вопросы определяются самой образовательной организацией (учебным заведением).
Для удобства учеников и полноценной реализации учебных планов образовательные организации разрабатывают индивидуальные учебные планы. При этом, как правило, занятия организуются с учетом интересов обучающихся, из которых формируют одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы). Сами же группы уже входят в состав клубов, секций, кружков, студий, творческих коллективов, ансамблей, театров, мастерских. Хотя, допускаются и индивидуальные занятия с детьми.
Более подробную информацию о формах дополнительного образования вы можете найти здесь.
Дополнительные предпрофессиональные программы
В сфере искусств, физической культуры и спорта для детей реализуются дополнительные предпрофессиональные программы. Это – более серьезные программы, поэтому их содержание разрабатывается и утверждается образовательной организацией в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Так, предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретение ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществление их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.
Такие программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей со специальными наименованиями (например, «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская художественная школа»). Также указанные программы могут предлагать средние и высшие учебные заведения, которые участвуют в реализации программ для детей в области искусств.
К дополнительным предпрофессиональным программам для детей в области искусств относятся:
- музыкальное искусство;
- изобразительное искусство;
- хореографическое искусство;
- театральное искусство;
- цирковое искусство;
- архитектурное искусство.
Детей на обучение принимают на основании результатов индивидуального отбора. Именно путем такого отбора и выявляются дети, наделенные необходимыми творческими способностями и физическими данными.
Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся.
Что касается программ в области физической культуры и спорта, то они направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта).
На обучение по спортивным программам дети принимаются на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления тех, кто имеет необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта.