Под дополнительным образованием взрослых понимается два вида образования – образование по развивающим программам и дополнительное профессиональное образование. Эти два вида дополнительного образования различаются весьма существенно.
Для каждого вида образования предусмотрены свои образовательные программы и свои требования к обучающимся. Давайте попробуем в этом разобраться.
Дополнительные развивающие программы
Решение о дополнительном образовании взрослый гражданин, как правило, принимает сам. Причины принятия такого решения могут быть совершенно разные, так как они связаны с личными потребностями и возможностями.
Если человек:
- нацелен на формирование и развитие творческих способностей;
- испытывает потребность в интеллектуальном, духовно-нравственном и физическом совершенствовании;
- хочет укрепить здоровье;
- имеет свободное время,
то дополнительное образование поможет ему реализовать его планы и намерения.
Одним из видов дополнительного образования являются дополнительные общеразвивающие программы, к освоению которых, как правило, допускаются любые лица (как дети, так и взрослые) без особых требований к уровню образования (если специфика образовательной программы это допускает).
Дополнительные общеразвивающие программы для взрослых реализуются, в частности, в сфере искусств, физкультуры и спорта. Содержание этих программ и сроки обучения определяются образовательной программой, которая разрабатывается и утверждается образовательной организацией.
Образовательные организации выстраивают учебный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий. Такие группы являются основным составом объединения. В качестве примеров можно привести клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы и т.п.
Дополнительное профессиональное образование
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей человека, его профессиональное развитие, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
В основе дополнительного профессионального образования находятся программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.
Программы повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
К учебе по дополнительным профессиональным программам допускаются:
- лица, уже имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
- лица, еще только получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной учебным заведением, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование. Более того, содержание такой программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
Обучение взрослых по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно, в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин, прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ также определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
В России существует государственная информационная система «Современная цифровая образовательная среда». Она предоставляет свободный доступ к онлайн-курсам образовательных организаций и образовательных платформ всем категориям граждан, в том числе обучающимся по образовательным программам дополнительного профессионального образования.
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой учебным заведением самостоятельно.
Лицам, успешно освоившим профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.