Какие уровни высшего образования установлены в РФ?

Высшее образование в РФ является одним из видов профессионального образования и включает следующие уровни: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации. Каждый из уровней представляет собой завершенный цикл образования.

В статье вы найдете информацию об уровнях высшего образования в РФ.

Общая информация об уровнях высшего образования

Все ключевые нормы, связанные с образованием, и, в частности, с высшим образованием, установлены законом «Об образовании в Российской Федерации».

В этом же законе зафиксирована общая цель высшего образования, направленная на интеллектуальное, нравственное и профессиональное развитие личности, а также на подготовку кадров высокой квалификации по всем основным направлениям деятельности, имеющим социальную полезность. Эти направления, напрямую связанные с целью, не определены в законе единым перечнем. Да это, наверно, и не нужно, так как состав этих направлений с течением времени меняется, одни направления устаревают, другие возникают впервые.

В Российской Федерации установлены следующие уровни высшего образования:

  1. бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
  2. специалитет (подтверждается дипломом специалиста);
  3. магистратура (подтверждается дипломом магистра);
  4. подготовка кадров высшей квалификации (подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).

Рассмотрим эти уровни подробнее.

Бакалавриат

Высшее образование по программам бакалавриата граждане получают в вузах, перешедших на болонскую (двухуровневую) систему образования. На обучение по программам бакалавриата принимаются лица, имеющие среднее общее образование. Как правило, прием на обучение проводится на основании результатов государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Студент, завершивший обучение на данном уровне и получивший диплом бакалавра, вправе работать по профессии или продолжить обучение по программам магистратуры.

Специалитет

Специалитет является привычным уровнем высшего образования в РФ и до относительно недавнего времени это был практически единственный уровень высшего образования. Обучение по программам специалитета ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному обучающимся направлению. Однако в настоящее время, когда многие вузы перешли на двухуровневую болонскую систему образования, этот уровень образования оказался как бы между бакалавриатом и магистратурой. Но он остался уровнем полноценного высшего образования.

Требования к приему на обучение по программам специалитета, как правило, аналогичны требованиям при приеме на обучение по программам бакалавриата.

Магистратура

Магистратура является вторым уровнем болонской системы образования и позволяет углубить знания, полученные при обучении как по программам бакалавриата, так и по программам специалитета. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня (бакалавриата или специалитета). Прием на обучение осуществляется по результатам вступительных испытаний.

Подготовка кадров высшей квалификации

Подготовка таких кадров осуществляется по результатам освоения программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно ординатуры, ассистентуры-стажировки).

Что касается аспирантуры и адъюнктуры, то начиная с 2022/23 учебного года прием и обучение в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с государственными образовательными стандартами прекращаются. При этом лица, принятые на обучение и осваивающие указанные образовательные программы, могут продолжить обучение по ним до истечения нормативных сроков освоения таких программ.

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), выдается заключение о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук установленным критериям и свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры).

К освоению программ для подготовки кадров высшей квалификации допускаются лица с высшим образованием (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица с высшим образованием в области искусств. Прием на обучение осуществляется по результатам вступительных испытаний.

Порядок приема на обучение специалитет и бакалавриат

В отличие от магистратуры, на обучение по программам бакалавриата и специалитета принимаются граждане со средним образованием.

Вообще, в российской образовательной системе применяется иерархический принцип, в соответствии с которым обучение на более высокой ступени (более высоком уровне) возможно лишь после прохождения всех предшествующих ступеней. А так как программы бакалавриата и специалитета являются первоначальным уровнем высшего образования, они доступны гражданам со средним общим образованием. Программы магистратуры доступны лицам, имеющим образование на уровне бакалавриата или специалитета, а программы аспирантуры (адъюнктуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки) — лицам, имеющим образование на уровне магистратуры или специалитета.

Закон об образовании устанавливает общие правила, регулирующие прием на обучение по образовательным программам высшего образования. Здесь действует принцип автономности, который выражается в раздельном приеме на обучение (бакалавриат, специалитет и пр.), а также в праве образовательной организации самостоятельно устанавливать содержание вступительных испытаний для лиц, желающих обучаться в магистратуре, аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и ассистентуре-стажировке. Такие испытания чаще всего регулируются правилами приема, которые утверждаются локальным нормативным актом образовательной организации и подлежат ежегодному переутверждению и обнародованию (в том числе на сайте образовательной организации).

Так на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры прием на обучение на первый курс осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц.

В рамках контрольных цифр выделяются:

  • квота приема на бюджетное обучение по программам бакалавриата, программам специалитета детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных лиц. Особая квота устанавливается организацией высшего образования в размере не менее чем 10% от объема контрольных цифр по каждой совокупности условий поступления на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета;
  • квота приема на целевое обучение.

Обращаем внимание на то, что прием на обучение за счет бюджетных средств проводится на конкурсной основе. Прием на обучение на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами вуза в соответствии с законодательством РФ.

Прием на обучение проводится:

1) по программам бакалавриата и программам специалитета:

  • на базе среднего общего образования — на основании оцениваемых по стобалльной шкале результатов ЕГЭ, которые признаются в качестве результатов вступительных испытаний, и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно;
  • на базе среднего профессионального или высшего образования — по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются вузом;

2) по программам магистратуры — по результатам вступительных испытаний, установление перечня и проведение которых осуществляется вузом самостоятельно.

Отдельно отметим, что поступающие на обучение по программам высшего образования вправе предоставить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются вузом.

При этом учет результатов индивидуальных достижений поступающих осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих.

При приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета вуз может начислять баллы за следующие индивидуальные достижения:

  1. наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы, наличие золотого знака отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца;
  2. наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой медалью, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью;
  3. наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием;
  4. осуществление волонтерской деятельности;
  5. участие и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;
  6. оценка, выставленная вузом по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования;
  7. наличие у поступающих статуса победителя чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.

Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно.

Правила вступительных испытаний

По общему правилу вступительные испытания по программам бакалавриата и специалитета не устанавливаются, поскольку обучающиеся поступают по результатам ЕГЭ (за исключением иностранных граждан – они не сдают ЕГЭ). Единый государственный экзамен является обязательным этапом, завершающим процесс получения среднего общего образования. Его результаты действительны поступления в вуз в течение четырех лет, следующих за годом сдачи экзамена.

Еще одно исключение предусматрено для лиц, уже имеющих среднее профессиональное или высшее образование: такие поступающие также перед поступлением не сдают ЕГЭ.

Высшее учебной заведений или его учредитель вправе установить минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, необходимое для поступления на соответствующие программы бакалавриата или специалитета.

На практике в большинстве случаев эту пороговую планку устанавливают сами вузы, но есть исключения, связанные с ведомственной принадлежностью вузов. Так, например, могут устанавливаться минимальные количества баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение в образовательных организациях, находящихся в ведении Минздрава, Минтранса, Минюста, Генеральной прокуратуры и т.п.

Для вузов и их учредителей закон об образовании устанавливает ограничение в отношении минимального значения «проходных баллов», необходимых для поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета. Эти ограничения зафиксированы в Приказе Рособрнадзора от 26 июня 2019 г. N 876 и составляют, в частности:

  • по русскому языку — 36 баллов;
  • по математике профильного уровня — 27 баллов;
  • по физике — 36 баллов;
  • по химии — 36 баллов;
  • по информатике и информационно-коммуникационным технологиям — 40 баллов;
  • по биологии — 36 баллов;
  • по истории — 32 балла;
  • по обществознанию — 42 балла;
  • по литературе — 32 балла и т.д.

Тем не менее, вузам предоставлена определенная автономия в регулировании приема на обучение, выражающаяся в следующем:

  • вузы вправе проводить по предметам, по которым не проводится ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами ЕГЭ при проведении конкурса;
  • вузы имеют право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. При этом двум университетам — МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ — предоставлено право самостоятельно определять направления подготовки, по которым проводятся дополнительные вступительные испытания;
  • дополнительные вступительные испытания могут устанавливаться вузами, обучение в которых предполагает работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Отметим, что некоторым категориям граждан, поступающих в вузы, предоставляются особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

Перечень категорий таких граждан является исчерпывающим и не может быть расширен в нормативных правовых актах РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

Однако есть одно исключение для поступающих на военные профессиональные образовательные программы и образовательные программы, освоение которых предполагает работу с государственной тайной. Поскольку образовательная деятельность по таким программам осуществляется ведомственными образовательными организациями, то соответствующая категория поступающих определяется уполномоченными органами государственной власти (ФСБ, Генеральная прокуратура и пр.).

Особые права при приеме на обучение могут быть предоставлены только один раз.

Какие же это права? Это следующие виды прав:

  • право на прием без вступительных испытаний;
  • право на прием на обучение в пределах установленной квоты;
  • право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных вузов на обучение за счет средств федерального бюджета;
  • преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
  • право быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ по определенному предмету, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности.

Для каждой разновидности специальных прав закон определяет категории лиц, которым может быть предоставлено такое право. Общее правило состоит в том, что данные лица наделяются привилегиями либо в силу исключительных успехов в какой-либо общественно значимой области, либо по причине особой социальной незащищенности.