Какие уровни общего образования имеются в РФ?

Общее образование в РФ включает следующие уровни: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Для получения такого образования используются две формы: школьная форма и внешкольная (семейная форма образования и самообразование).

Под общим образованием понимается вид образования, который направлен на приобретение знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения на следующем этапе профессионального образования.

Рассмотрим подробнее уровни и формы общего образования в РФ.

Уровни общего образования в России

Под уровнем образования (в терминах закона об образовании) понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Общее образование включает следующие уровни:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Все перечисленные виды образования являются общедоступными и бесплатными.

При этом все уровни, кроме дошкольного образования, являются обязательными уровнями образования. Это означает, что ученики, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Что касается обязательности среднего общего образования, то оно сохраняет силу до достижения обучающимся возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. После достижения 18-летнего возраста гражданин не обязан получать среднее общее образование.

Содержание образования каждого уровня определяется соответствующей образовательной программой.

По уровням общего образования предусмотрены следующие основные образовательные программы:

  • программы дошкольного образования;
  • программы начального общего образования;
  • программы основного общего образования;
  • программы среднего общего образования.

Организации (школы, лицеи), обучающие по основным общеобразовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ.

ФГОС для каждого уровня образования устанавливают следующие сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся:

  1. для дошкольного общего образования — четкие сроки не определены, но в дошкольное учреждение принимаются дети в возрасте от двух месяцев и до восьми лет;
  2. для начального общего образования — четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года;
  3. для основного общего образования — пять лет, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год;
  4. для среднего общего образования — два года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, а также для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.

Для обучения на некоторых уровнях общего образования устанавливаются требования к возрасту. В частности, получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, а начального общего образования — по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

По заявлению родителей (законных представителей) ребенок может быть принят в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

При разработке основной общеобразовательной программы образовательная организация (школа, лицей) вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу.

Формы получения общего образования

Общее образование может быть получено в двух формах: в школах (лицеях), осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций в форме семейного образования и самообразования.

Форма получения общего образования по каждому уровню образования определяется соответствующими ФГОС, образовательными стандартами, если иное не установлено законом.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка и до завершения получения ребенком основного общего образования имеют право выбирать формы получения образования. При этом ребенок, получающий образование в семье, по решению родителей (законных представителей) и с учетом его мнения вправе в любое время продолжить образование в образовательной организации (школе, лицее).

Образование в школе

Обучение в школах (лицеях) возможно в очной, очно-заочной или заочной форме. При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Формы обучения отличаются друг от друга, в частности, объемом обязательных занятий педагога с обучающимися, сроками обучения.

При этом очная форма обучения предполагает постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях и аттестации, организуемых школой (лицеем).

При заочной форме обучения обучающиеся преимущественно самостоятельно осваивают образовательную программу, участвуют лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых образовательной организацией.

Очно-заочная форма обучения, например, при получении среднего профессионального образования предполагает посещение обучающимися занятий от двух до четырех раз в неделю и систематические аудиторные занятия (лекции, семинары, практические занятия и пр.) в течение всего учебного года.

Образование вне школы

Получение образования вне школ в форме семейного образования возможно для дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом среднее общее образование допускается получать также в форме самообразования.

При обучении в форме семейного образования и самообразования обучающийся имеет право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в школах (лицеях).

Дошкольное образование в семейной форме может быть организовано путем создания в образовательной организации семейных дошкольных групп.

Особенности образования для некоторых категорий граждан

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся в соответствующих организациях на лечении, оздоровлении или отдыхе, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в таких организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных школах.

Для детей-инвалидов на длительном лечении, которые не могут посещать образовательные школы, обучение по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и др.) могут получать общее образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Такие организации создаются органами государственной власти субъектов РФ и имеют специальные условия для получения образования указанными обучающимися. С информацией о таких специальных условиях можно ознакомиться на официальном сайте образовательной организации.