В форме семейного образования можно получать дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Об особенностях получения такого образования вне учебных заведений вы узнаете из статьи.
Общая информация о семейном образовании
По-крупному, семейное образование разделяется на дошкольное и общее образование, включающее начальное, основное и среднее образование.
Более подробно об этих видах образования мы и поговорим ниже.
Семейное дошкольное образование
Одним из наиболее распространенных способов получения дошкольного образования в семейной форме является создание в учебном заведении семейных дошкольных групп. В этом случае родители имеют право на бесплатное получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных учебных заведениях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
В семейных дошкольных группах возможен присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
Полезно знать, что освоение образовательной программы дошкольного образования, в том числе в форме семейного образования, не предполагает промежуточной аттестации.
Семейное общее образование
Чаще всего основной причиной перехода на получение семейного образования является возможность при такой форме учитывать индивидуальные особенности ребенка, его образовательные потребности, в том числе нормировать ежедневные учебные нагрузки, составляя график обучения и режим занятий, выбирать методы подачи учебного материала.
Семейная форма образования может использоваться для получения в том числе среднего общего образования. При этом допускается сочетание таких форм обучения как очная, очно-заочная, заочная. Любое их сочетание, оптимальное для ребенка, могут выбирать его родители с учетом мнения ребенка. Также они вправе в любое время изменить свое решение.
При выборе семейного обучения для получения общего образования именно родители должны обеспечить целенаправленное овладение ребенком знаниями, навыками и компетенцией, приобретение им опыта деятельности и применения знаний в повседневной жизни, развитие способностей и формирование у него мотивации получения образования в течение всей жизни.
Учебное заведение (школа, лицей и т.п.) не может нести ответственности за качество семейного обучения. При этом учебное заведение обязано организовать и провести промежуточную и итоговую аттестацию, которая при получении общего образования является обязательной.
Важно отметить, что при получении семейного образования ученики должны обеспечиваться учебниками и учебными пособиями из фондов библиотеки учебного заведения, в котором они проходят аттестацию, или из специализированного библиотечного фонда соответствующих субъектов РФ (муниципального образования).
Субъекты РФ в рамках имеющихся полномочий вправе также предусмотреть оказание поддержки (в том числе в виде компенсации) нуждающимся семьям при выборе ими семейного образования.
Рассмотрим более подробно порядок получения ребенком общего образования в форме семейного образования.
По общему правилу перейти на семейную форму обучения можно в любое время — как до начала учебного года, так и в течение учебного года.
Есть одна важная особенность. О выборе семейной формы общего образования родители должны проинформировать орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа, на территории которых они проживают. Данный орган власти ведет учет детей, получающих общее образование в семейной форме.
Такое информирование осуществляется в следующие сроки:
- в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из учебного заведения в связи с переходом на семейное образование, или
- не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование.
Родителям рекомендуется предварительно обратиться в учебное заведение для уточнения порядка действий и перечня документов, которые потребуется подать в связи с переводом ребенка на семейное обучение.
Для подтверждения освоения образовательной программы общего образования ребенку нужно проходить промежуточную и итоговую государственную аттестацию.
Промежуточные и итоговые аттестации
При получении семейного образования ребенок должен проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию в учебных заведениях по соответствующей образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.
Важно иметь в виду, что при семейной форме образования для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, как правило, используется экстернат.
При этом ученики имеют право на зачет учебным заведением результатов освоения ими учебных предметов, курсов, дисциплин, практики, дополнительных образовательных программ в других учебных заведениях.
Порядок организации и прохождения аттестации, в том числе экстернами, устанавливается локальным актом учебного заведения, который должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в частности размещен на сайте учебного заведения.
Для прохождения аттестации родители ученика могут выбрать конкретное учебное заведение, в котором предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации. В том числе в качестве такого заведения могут быть определены не только общеобразовательные заведения, но и учебные заведения других типов, например вузы, имеющие право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. По желанию родителей учебное заведение для прохождения аттестации может быть определено на весь период получения общего образования, либо на период прохождения конкретной аттестации, либо на один учебный год в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации процесса обучения.
Для прохождения ребенком аттестации родители подают соответствующее заявление в учебное заведение, а оно, в свою очередь, издает распорядительный акт о приеме ребенка для прохождения аттестации.
Промежуточная аттестация учеников, завершающих освоение программ основного общего и среднего общего образования, нужна для определения уровня освоения программы и возможности допуска к государственной итоговой аттестации. Так, к итоговой аттестации могут допускаться ученики при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку (для сдачи итоговой аттестации по образовательной программе основного общего образования) или итоговое сочинение (изложение) (для сдачи аттестации по образовательной программе среднего общего образования).
В случае получения неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождения промежуточной аттестации без уважительных причин образуется академическая задолженность.
При наличии задолженности родители должны создать ребенку соответствующие условия для её ликвидации, а также должны контролировать своевременность ее ликвидации. Ученики, не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные сроки, продолжают получать образование в учебном заведении.
При получении удовлетворительных результатов итоговой аттестации в аттестат выставляются отметки, полученные учениками на промежуточной аттестации по всем учебным предметам, входящим в обязательную часть учебного плана учебного заведения. Форма получения образования и форма обучения в аттестате не указываются.