Как правило, адресная социальная помощь предоставляется гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию по независящим от них причинам. Особенность оказания такой помощи заключается в том, что она полностью регулируется на уровне субъектов РФ.
В частности, в Москве основанием для оказания адресной помощи является не только трудная жизненная ситуация. Помощь могут оказать также по решению Мэра Москвы либо Правительства Москвы.
Более подробную информацию о порядке получения адресной социальной помощи в Москве вы найдете в статье.
Кому положена адресная помощь
Давайте рассмотрим основные категории лиц, которые могут претендовать на помощь в связи с трудной жизненной ситуацией.
Если говорить о Московской области, то такая помощь положена малоимущим гражданам (семьям) либо гражданам, находящиеся в силу малообеспеченности в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их жизнедеятельность, а также пострадавшие вследствие чрезвычайных ситуаций.
К малоимущим гражданам (семьям) в данном случае относятся жители (семьи) со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума в Московской области, в том числе одиноко проживающие граждане (не имеющие других лиц, зарегистрированных совместно с ними по месту их жительства). Расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании адресной помощи.
В каких случаях оказывают адресную социальную помощь
- пожар, который был в единственном пригодном для проживания жилом помещении;
- кража, грабеж, мошенничество, в результате которых произошла утрата средств к существованию;
- смерть одного из родителей несовершеннолетнего ребенка (детей);
- отсутствие доходов от трудовой или иной деятельности в течение длительного периода;
- низкий уровень материальной обеспеченности.
Порядок подачи документов на социальную помощь
В большинстве случаев адресную социальную помощь оказывают в заявительном порядке. Для получения помощи рекомендуется придерживаться следующего порядка.
На первом шаге надо подготовить заявление и необходимые документы. В зависимости от того, к какой категории относится заявитель, для получения помощи понадобятся:
- заявление (в нем обязательно надо указать сведения и доходах всех членов семьи);
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);
- справка о доходах семьи;
- пенсионное удостоверение либо справка о назначении пенсии;
- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;
- индивидуальная программа реабилитации инвалида;
- выписки по счетам (вкладам) заявителя и членов его семьи в банках на первое число месяца, в котором подается заявление;
- документы, подтверждающие сложившуюся трудную жизненную ситуацию, наличие чрезвычайных обстоятельств. Например, справка ОВД, подтверждающая факт обращения по вопросу утраты документов и денег, справка о стихийном бедствии и т.п.
На втором шаге заявление и документы надо представить в МФЦ.
В Москве заявление рассматривается в срок не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации в МФЦ. В Московской области решение об оказании помощи либо об отказе в ее оказании принимается в течение 10 рабочих дней со дня обращения, однако этот срок могут продлить до 25 рабочих дней.
Как оказывают помощь
При положительном решении по итогам рассмотрения заявления и документов помощь оказывают в различных форматах в зависимости от категории ее получателя. Это – денежная и натуральная формы. Рассмотрим их.
Денежная выплата. В этом случае денежные средства перечисляются на банковский счет заявителя, указанный в заявлении, в срок не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о выплате.
Полезно иметь в виду, что единовременные выплаты в виде сумм адресной социальной помощи не облагаются НДФЛ.
Помощь в натуральной форме. Её оказывают с использованием электронного социального сертификата посредством зачисления на него условных баллов, соответствующих денежному эквиваленту его номинальной стоимости.
Для получения помощи заявитель обращается по месту реализации программы оказания помощи. Он может получить продукты питания или продовольственные товары, а также товары длительного пользования. Для оплаты товаров используются условные баллы, зачисленные на сертификат. В случае превышения номинальной стоимости сертификата по соответствующему товару заявитель оплачивает разницу в стоимости за счет собственных средств. Если же на сертификате остаются условные баллы, то разницу в стоимости заявитель вправе использовать на приобретение товаров в рамках соответствующих сертификатов до полного использования условных баллов, зачисленных на сертификат.
Обращаем внимание, что участниками обслуживания электронного социального сертификата на оказание социальной помощи являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Информация о них размещается на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.