Как получить социальную помощь по социальному контракту

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным установленным категориям граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины регионального прожиточного минимума. Цель оказания помощи — стимулирование активных действий ее получателей по преодолению трудной жизненной ситуации.

Что такое социальный контракт

Под социальным контрактом понимается соглашение между гражданином и органом соцзащиты по месту его жительства или пребывания, в соответствии с которым орган соцзащиты обязуется оказать гражданину социальную помощь, а гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации и направленные на преодоление им трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте указываются срок его действия (как правило, от трех месяцев до года), а также виды и размер помощи. К контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для получателя помощи мероприятия, например поиск им работы или прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

Размеры, условия и порядок назначения и выплаты помощи, а также форма социального контракта определяются региональным законодательством.

Полезно иметь в виду, что в целях получения гражданами сведений о мерах соцзащиты разработаны специальные информационные системы, предполагающие предоставление информации, в частности, через Единый портал госуслуг.

Порядок получения социальной помощи на примере Московской области

Для получения государственной социальной помощи в Московской области, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.

Первое. Определите, относитесь ли вы к категории потенциальных получателей помощи.

В Московской области получателями помощи являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в регионе для соответствующей группы населения.

Второе. Подготовьте заявление и необходимые документы

Для назначения помощи потребуются заявление и следующие документы:

  1. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  2. документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в Московской области, если этих сведений нет в документе, удостоверяющем личность;
  3. документы (справки) о доходах заявителя и всех членов его семьи за три календарных месяца, предшествующие подаче заявления;
  4. копия финансового лицевого счета или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства или пребывания заявителя и учитываемых в составе его семьи (если соответствующие сведения не находятся в распоряжении МФЦ либо заявитель зарегистрирован в жилом доме частного сектора);
  5. копия сберегательной книжки или выписка, содержащая банковские или иные реквизиты (номер лицевого счета, открытого в банке), если планируется получение помощи через банк;
  6. справка Росреестра о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи недвижимого имущества;
  7. справка ГИБДД или органов государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи транспортных средств;
  8. справка об оказании социальной поддержки заявителю и членам его семьи за последние три года, предшествующие дате обращения за помощью.

При этом некоторые из указанных документов (например, справки Росреестра, ГИБДД, справка об оказании социальной поддержки) могут быть получены территориальным подразделением Министерства социального развития Московской области в порядке межведомственного взаимодействия. Это означает, что эти документы заявитель представлять не должен.

Документы представляются в копиях с предъявлением подлинников для сверки. Если за получением помощи обращается представитель, дополнительно потребуется документ, подтверждающий его полномочия, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

В заявлении необходимо указать способ получения помощи: перечисление на банковский счет; перечисление на счет федерального почтового отделения связи или иного хозяйствующего субъекта.

Третье. Обратитесь в Министерство социального развития Московской области

Для получения помощи необходимо подать заявление и подготовленные документы в территориальное подразделение Минсоцразвития Московской области по месту жительства или месту пребывания.

Заявление можно подать лично, почтовым отправлением и в электронной форме через Интернет, включая Единый портал госуслуг, ГИС Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области», а также через МФЦ.

Не позднее чем через восемь рабочих дней с даты регистрации заявления с необходимыми документами подразделение Минсоцразвития должно дать предварительный ответ с уведомлением о проведении комиссионного обследования материально-бытовых условий заявителя, проверки указанных в заявлении сведений, в том числе о доходах. При этом уведомление о принятом решении о назначении помощи или об отказе в ее назначении должно быть передано заявителю не позднее чем через 22 рабочих дня после его обращения.

Примечание. Отказ в приеме документов или в назначении помощи можно обжаловать в вышестоящий орган и (или) в суд.

Четвертое. Подпишите социальный контракт.

Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации подписывается заявителем и руководителем подразделения Минсоцразвития или уполномоченным им лицом.

Размер помощи определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом.

Выплата помощи осуществляется единовременно или с периодичностью и в сроки, указанные в социальном контракте, исходя из содержания программы социальной адаптации.

Такая помощь назначается не чаще одного раза в три года, как правило, на срок от трех месяцев до года исходя из содержания программы социальной адаптации.

Заявитель обязан известить подразделение Минсоцразвития об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

Если будет установлено, что заявитель представил недостоверные сведения, его могут лишить права на получение помощи на установленный период, но не более чем на срок, в течение которого помощь незаконно оказывалась. Кроме того, оказание помощи может быть прекращено, если ее получатель не будет выполнять мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Имейте в виду, что прекращение оказания, лишение права на получение помощи можно обжаловать в вышестоящий орган и (или) в суд.

юрист-советник