В чем состоят новые правила технического осмотра

С 01 апреля 2020 года вступили в действие новые правила прохождения техосмотра. Основной особенностью новых условий является то, что для легковых автомобилей установлены более длительные интервалы между прохождениями технического диагностирования.

ВНИМАНИЕ: с 2022 года технический осмотр для большинства автолюбителей отменен. Хотя в некоторых случаях он требуется. Больше информации о действующих правилах техосмотра вы найдете здесь.

Новые сроки техосмотра для легковых автомобилей

Поправками, внесенными в закон «О техническом осмотре транспортных средств», с 01 апреля 2020 года установлены новые интервалы прохождения технического осмотра.

По этим правилам первый инструментальный контроль (осмотр) автомобиль должен проходить в тот год, когда проходит четыре года с года его выпуска. Ранее этот срок составлял три года.

Далее осмотр технического состояния автомобиля надо проходить каждые двадцать четыре месяца. Такому осмотру должны подвергаться автомобили, с года выпуска которых прошло от четырех до десяти лет, включая год их выпуска, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Это правило распространяется на легковые автомобили, грузовые автомобили до 3.5 тонн, мототранспортные средства, прицепы и полуприцепы.

Автомобили, возраст которых превышает 10 лет, должны подвергаться техосмотру один раз в двенадцать месяцев, то есть один раз в год.

 Где и как пройти техосмотр 

То есть по новым правилам легковой автомобиль (а также другие перечисленные выше транспортные средства) должен проходить технические осмотры в 4, 6, 8, 10 годы, начиная с года его выпуска, а далее — ежегодно.

Рассмотрим несколько примеров перехода на новые сроки для различных жизненных ситуаций.

Пример 1. Гражданин владеет автомобилем, выпущенным в 2017 году. По старым правилам он должен был представить автомобиль на осмотр в 2020 году. Однако по новым правилам, прохождение техосмотра трехлетнему автомобилю не требуется. Поэтому по новым условиям автомобиль гражданина должен будет пройти инструментальный контроль только 2021 году.

Пример 2. Гражданка купила новый автомобиль, выпущенный в 2016 году. В 2019 году автомобиль прошел технический осмотр, по результатам которого была выдана диагностическая карта на 2 года.
В этом случае следующий техосмотр автомобилю потребуется в 2021 году. Это соответствует и новым, и старым правилам.

Пример 3. Гражданин владеет автомобилем, выпущенным в 2011 году. Автомобиль прошел техосмотр в 2019 году, диагностическая карта была выдана на 1 год.
В этом случае следующий техосмотр нужно пройти в 2020 году. При этом новая диагностическая карта будет выдана на 2 года.

Подводя итог всему вышесказанному, сформулируем правила прохождения техосмотра в следующем виде:

  • если возраст автомобиля менее четырех лет (диагностической карты в этом случае нет), то первый техосмотр проходится на четвертый год;
  • если диагностическая карта есть, то техосмотр проходится непосредственно перед окончанием ее действия.

 Какой срок действия диагностической карты 

При этом, для автомобилей младше 10 лет новая диагностическая карта выдается на 2 года, а для автомобилей 10 лет и старше — на 1 год.

Как проходят техосмотр такси, автобусы и грузовики

Для легковых такси, автобусов и грузовых автомобилей массой более 3,5 тонн установлены следующие сроки прохождения инструментального контроля:

  • каждые двенадцать месяцев, если с года выпуска транспортного средства прошло не более чем пять лет;
  • каждые шесть месяцев, если с года выпуска транспортного средства прошло более чем пять лет.

Ранее (по старым правилам) периодичность технической проверки для ТС возрастом до пяти лет, включительно, составляла шесть месяцев. Таким образом, по новым правилам интервал между осмотрами вырос в два раза.

Другими словами, правила прохождения техосмотра для этой группы транспортных средств выглядят так:

  • если действующей диагностической карты нет, то техническою диагностику (осмотр) нужно пройти немедленно;
  • если диагностическая карта есть, то техосмотр нужно пройти непосредственно перед окончанием срока ее действия.

При этом новыми правилами установлено, что диагностическая карта выдается на 12 месяцев, если ТС младше 5 лет, и на 6 месяцев во всех остальных случаях.

Для грузовиков категории С (тяжелее 3,5 тонн) и автомобилей, предназначенных для обучения вождению, установлены следующие новые сроки проведения техосмотра:

  • каждые двенадцать месяцев, если с года выпуска ТС прошло не более чем пять лет;
  • каждые шесть месяцев, если с года выпуска ТС прошло более чем пять лет.

Для автомобилей, предназначенных для перевозки опасных грузов, сроки проведения инструментального контроля не изменились. Осмотр нужно проходить 1 раз в 6 месяцев.

Что будет с техническим осмотром в будущем

Новые правила, установленные законом «О техническом осмотре транспортных средств», касаются главным образом изменения сроков и периодичности проведения инструментального контроля.

Еще в 2019 году была подготовлена редакция упомянутого выше закона, вводившая довольно много изменений в процедуру и правила технического инструментального контроля. Одним из наиболее существенных изменений было введение фотофиксации процедуры технического осмотра. Все эти изменения должны были начать действовать с 8 июня 2020 года.

Однако, неожиданно 1 апреля 2020 года была принята редакция закона, переносящая все нововведения (кроме периодичности прохождения осмотра) на 1 марта 2021 года.

Что же ждет автолюбителей после 1 марта будущего года? Какие предполагаются изменения? Поговорим об этом подробнее.

Во-первых, диагностические карты будут оформляться только в электронном виде. Информация о выданных картах будет заноситься в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. При этом запрета на получение бумажной диагностической карты не будет. Для получения бумажной карты водителю достаточно попросить об этом представителя оператора технического осмотра. Бумажная диагностическая карта будет выдаваться бесплатно.

Обратите внимание на то, что электронная диагностическая карта будет иметь приоритет над бумажной.

Тем не менее бумажную карту лучше, все-таки, получать, как говорится, на всякий случай.

Во-вторых, будет введено понятие пропускной способности пункта технического осмотра.

В-третьих, с 1 марта 2021 года сотрудник, проводящий техосмотр автомобиля должен фотографировать автомобиль, проходящий диагностику. Фотография будет являться дополнительным подтверждением того, что автомобиль действительно проходил техосмотр.

Фото автомобиля будет передаваться в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. Кроме фотографии будут передаваться координаты места нахождения автомобиля в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, дата и время начала и окончания проведения технического диагностирования.

В-четвертых, законом установлены случаи, когда диагностическая карта может быть аннулирована сотрудником ГИБДД.

Это будет возможно в случаях:

  • если автомобиль не проходил техосмотр;
  • если в ходе осмотра выявлены несоответствия и, несмотря на это, диагностическая карта все равно была выдана.

В-пятых, с 1 марта 2021 года повторный техосмотр можно пройти только у того же оператора, который проводил первичный осмотр.

При повторном инструментальном осмотре оператор проверяет только те элементы и системы автомобиля, к которым были замечания на первичной проверке.

Закон не запрещает обращение и к другому оператору, однако в этом случае автомобиль будет еще раз полностью проверен как при первичном осмотре.

Информации о дате прохождения повторного технического инструментального контроля указывается в диагностической карте.

Выше перечислены наиболее существенные изменения в процедуре техосмотра, которые будут введены с 1 марта 2021 года.

юрист-советник