Что надо знать в связи с отменой техосмотра

В конце 2021 года Президент РФ подписал закон, отменяющий обязательность технического осмотра для транспортных средств, принадлежащих физическим лицам.

Общая информация об отмене техосмотра

В подписанном законе закреплено, что в общем случае легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не подлежат техническому осмотру.

Технический осмотр не надо проходить даже в случае, если автомобиль старше 4 лет.

То есть, если гражданин не использует свой автомобиль, например, для предоставления услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях и т.п., то о техосмотре он может не задумываться.

Нужна ли диагностическая карта при отмене техосмотра 

Однако владельцы указанных транспортных средств при желании сами могут обращаться за проведением осмотра состояния автомобиля.

В каких случаях техосмотр нужен

Сразу скажем, что мы не рассматриваем в данной статье вопросы техосмотра коммерческого и служебного транспорта. Для этих транспортных средств осмотр проводится по своим правилам.

Мы говорим только об автомобилях и мототранспортных средствах, принадлежащих гражданам и используемых ими исключительно в личных целях.

Для таких видов транспорта технический осмотр нужен в следующих случаях:

  1. Если с года изготовления транспортного средства прошло более 4 лет (включая год изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное средство) и происходит смена его владельца. В этом случае при совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца, должна быть предоставлена диагностическая карта. Понятное дело, что карта выдается после прохождения технического осмотра.
  2. Если владелец изменяет конструкцию и (или) заменяет основной компонент транспортного средства, то он эти изменения должен зарегистрировать. Так вот, при такой регистрации потребуется диагностическая карта, получаемая по результатам техосмотра. При этом возраст автомобиля никакого значения не имеет.

Исходя из вышесказанного, отметим, что карта о техническом состоянии должна быть действующей и содержать заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности.

Указанные требования относятся ко всем транспортным средствам, за исключением прицепов, принадлежащих физическим лицам и имеющих разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн (категории О1 и О2).

Ввиду того, что диагностические карты формируются в электронном виде, проверка наличия действующей карты осуществляется с использованием Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО). Отсутствие в системе информации о действующей карте о техническом состоянии и соответствии является основанием для отказа в совершении регистрационного действия.

Любой гражданин может проверить сведения о наличии действующей диагностической карты в ЕАИСТО на официальном сайте Госавтоинспекции (гибдд.рф).

Если транспортное средство прошло технический осмотр и на него выдана диагностическая карта, то проверка технического состояния данного транспортного средства в форме государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения не проводится, за исключением случаев визуального обнаружения признаков наличия у него технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения. Здесь речь идет о служебных, коммерческих и специальных транспортных средствах.

Ответственность в случае отсутствия техосмотра

Обычные владельцы автомобилей и мотоциклов никакой ответственности за отсутствие техосмотра и, соответственно, диагностической карты, не несут.

Если владелец автомобиля изменил его конструкцию и (или) заменил основной компонент, при отсутствии регистрации этих изменений на него будет наложен штраф от 1500 до 2000 рублей.

До недавнего времени оставались неясными некоторые нюансы. Дело в том, что в законе об ОСАГО сохранилось упоминание о том, что если у виновника ДТП истек срок действия диагностической карты (или карты вообще не было), то с него страховщик пострадавшего может взыскать причиненный ему ущерб.

Центробанк России, регулирующий деятельность страховщиков в России, выступил с разъяснением, в соответствии с которым иск может применяться только к тем виновным в ДТП водителям, для которых необходимость регулярного техосмотра сохранилась, то есть для тех, кто работает в такси и прочих пассажирских и грузоперевозках. В общем, к тем, кто обязан иметь действующую диагностическую карту, но ее не имеет или срок действия ее истек.

Таким образом, если обычный владелец автомобиля без техосмотра станет виновником ДТП, то страховая компания пострадавшего предъявить иск виновнику не сможет. Ведь такой владелец не обязан иметь диагностическую карту.

Что касается служебного транспорта юридических лиц, такси, автобусов и грузовиков, то эти транспортные средства по-прежнему обязаны проходить регулярный техосмотр. Водители такого транспорта за езду без диагностической карты или с просроченной картой наказываются штрафом в размере 2000 рублей.

юрист-советник