Техосмотр по новым правилам: как будет проходить

С 1 марта 2021 года введены в действие новые правила проведения техосмотра автомобилей. Изменений довольно много, причем некоторые из них направлены на то, чтобы максимально исключить случаи фиктивного техосмотра. Более подробную информацию о наиболее существенных изменениях в правилах технического диагностирования вы найдете в статье.

Что изменилось по-крупному

С 01 марта 2021 года введены в действие новые правила, установленные законом «О техническом осмотре транспортных средств». Предусмотрено довольно много новшеств, затрагивающих в той или иной степени всех автолюбителей. Какие это новшества? Что изменилось и как это касается владельцев автомобилей? Давайте попробуем в этом разобраться.

Первое новшество касается диагностических карт. Они теперь оформляются только в электронном виде. Информация о выданных картах заносится в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. Однако возможность получения бумажной диагностической карты осталась. Для получения бумажного варианта карты водителю достаточно попросить об этом представителя оператора технического осмотра. Выдача бумажной диагностической карты о пройденном техосмотре производится бесплатно.

Обратите внимание на то, что электронная диагностическая карта имеет приоритет над бумажной. Тем не менее бумажную карту лучше, все-таки, получать на всякий случай.

Второе новшество относится к фотофиксации автомобиля. Сотрудник, проводящий техосмотр автомобиля должен фотографировать автомобиль, проходящий диагностику. Фотография по замыслу авторов закона должна являться дополнительным подтверждением того, что автомобиль действительно проходил техосмотр.

Фото автомобиля должно передаваться в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. Более того, одновременно с фотографией должны передаваться координаты места нахождения автомобиля в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, дата и время начала и окончания проведения технического диагностирования.

Если говорить более подробно, то при проведении технического диагностирования делаются фотографические изображения автомобиля с использованием средств фотофиксации:

  • в начале проведения технического осмотра (фото должно содержать изображение передней части автомобиля, которое фиксирует марку, цвет и государственный регистрационный знак);
  • в конце проведения осмотра (фото должно содержать изображение задней части автомобиля, которое фиксирует марку, цвет и государственный регистрационный знак).

Третье новшество касается пропускной способности пункта технического осмотра. Приказом Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2020 года N 151 утверждена методика расчета пропускной способности пункта технического осмотра.

К четвертому новшеству можно отнести перечень случаев, когда диагностическая карта может быть аннулирована сотрудником ГИБДД. Это будет возможно в случаях:

  • если автомобиль не проходил техосмотр;
  • если в ходе диагностирования выявлены несоответствия и, несмотря на это, диагностическая карта все равно была выдана.

Пятым нововведением установлено, что повторный техосмотр можно пройти только у того же оператора, который проводил первичный осмотр. При повторном инструментальном осмотре оператор проверяет только те элементы и системы автомобиля, к которым были замечания при первичной проверке.

Закон не запрещает обращение и к другому оператору, однако в этом случае автомобиль будет еще раз полностью проверен как при первичном осмотре.

Информации о дате прохождения повторного технического инструментального контроля указывается в диагностической карте.

Где и как пройти техосмотр

Введенные новшества не ограничиваются перечисленными выше. Законом предусмотрены и другие нововведения, в соответствии с которыми определены:

  • перечень технологических операций по проведению технического диагностирования;
  • требования к производственно-технической базе оператора техосмотра;
  • порядок учета, хранения, передачи и уничтожения диагностических карт;
  • порядок ведения реестра операторов техосмотра;
  • правила аккредитации операторов техосмотра и порядок прохождения ими процедуры подтверждения соответствия требованиям аккредитации.

Сами правила проведения техосмотра утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1434.

А что со сроками прохождения диагностики

Новые правила, касающиеся интервалов прохождения технического осмотра, были введены с 01 апреля 2020 года, то есть на год раньше всех остальных новшеств (о которых мы рассказываем в этой статье).
По этим правилам первый инструментальный осмотр автомобиля должен производиться в тот год, когда проходит четыре года с года его выпуска. Напомним, что ранее этот срок составлял три года.

Автомобили возрастом от четырех до десяти лет проходят осмотр технического состояния каждые двадцать четыре месяца (два года). Напомним, что год выпуска автомобиля указывается в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Какой срок действия диагностической карты

Если говорить более конкретно, то до 10-ти летнего возраста автомобиль должен проходить техосмотр четыре раза — через 4, 6, 8 и 10 лет с года выпуска. Это правило действует в отношении легковых автомобилей, грузовых автомобилей до 3.5 тонн, мототранспортных средств, прицепов и полуприцепов.

Автомобили, возраст которых превышает 10 лет, должны подвергаться техническому диагностированию один раз в двенадцать месяцев, то есть один раз в год.

Напомним, что на новый автомобиль диагностическая карта не выдается. Первая карта появляется при первом техосмотре, когда автомобилю «стукнет» 4 года, и выдается эта карта на 2 года. То есть, для автомобилей младше 10 лет новая диагностическая карта выдается на 2 года, а для автомобилей 10 лет и старше — на 1 год.

За что и как наказывают по новым правилам

Скажем сразу, что нововведениями в целом ответственность за нарушение требований в области техосмотра транспортных средств ужесточилась.

В частности:

  • за нарушение порядка ведения реестра операторов техосмотра может быть наложен штраф на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей, на юрлиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;
  • если техническое диагностирование проводит лицо, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов техосмотра, либо лицо, не уполномоченное на осуществление диагностирования данной категории транспортных средств, либо лицо, не уполномоченное на осуществление диагностирования в данном пункте техосмотра или на передвижной диагностической линии, то это может повлечь наложение штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей, на должностных лиц — от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, на юрлиц — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
  • за оформление диагностической на транспортное средство, в отношении которого не проведен техосмотр или при проведении техосмотра которого выявлено несоответствие обязательным требованиям безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 200 тысяч до 300 тысяч рублей.

Одновременно предусмотрено, что технические эксперты в области техосмотра транспортных средств, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.4.1 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Нововведениями в законе определены должностные лица и органы, уполномоченные рассматривать указанные категории дел и составлять протоколы.