Военнослужащие РФ наделены специальными правами, гарантиями и преимуществами в области жилищного обеспечения. Эти права вытекают из их правового статуса. Действующим российским законодательством установлена жилищная субсидия военнослужащим. Она является формой обеспечения жильем военнослужащих как в период военной службы, так и при увольнении..
Общая информация о жилищных правах военнослужащих
Основные права, гарантии и преимущества военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в части обеспечения жилыми помещениями определены в Федеральном законе «О статусе военнослужащих».
Анализ норм упомянутого закона позволяет объединить все формы реализации жилищных прав военнослужащих в три группы.
- В первую группу включаются формы жилищного обеспечения, реализуемые путем предоставления жилых помещений в натуральном виде.
- Во вторую группу — формы жилищного обеспечения путем предоставления специальных прав и преимуществ.
- В третью группу — формы жилищного обеспечения, реализуемые предоставлением денежных выплат и государственных ценных бумаг. Субсидии относятся к денежным выплатам.
Каждая из приведенных групп предусматривает различные формы их реализации.
Предоставление субсидий на жилье военнослужащим входит в третью группу.
Напомним, что под жилищной субсидией понимается финансовая помощь военнослужащим для приобретения или строительства жилых помещений.
Отметим, что жилищная субсидия военнослужащим не запрещает им участвовать в гражданско-правовых сделках, таких, например, как:
- купля-продажа жилого помещения (жилого дома);
- обмен жилыми помещениями (жилыми домами);
- получение жилого помещения посредством заключения договора ренты и пожизненного содержания с иждивением;
- получение жилого помещения (жилого дома) в дар;
- приобретение жилого помещения по различным общегражданским ипотечным программам.
В зависимости от набора жилищных прав, в том числе в части выбора и изменения формы обеспечения жильем, можно выделить следующие категории военнослужащих:
- проходящие военную службу по призыву;
- иностранные граждане;
- граждане, проходящие военную службу по контракту и являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
- обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями;
- заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Сюда не входят курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования.
Есть определенные особенности обеспечения военнослужащих жильем. Основная состоит в том, что для разных категорий военнослужащих предусмотрены свои программы реализации жилищных прав. Это вносит некоторые неудобства и предполагает большое количество вопросов от военнослужащих.
В настоящее время существуют специальные формы обеспечения жильем. Однако они не являются общедоступными для всех категорий военнослужащих, перечисленных выше. Правом выбора определенной формы обеспечения жильем обладают лишь некоторые категории военнослужащих. Да еще и с некоторыми ограничениями или при наличии соответствующих условий. Многообразие форм обеспечения жильем, их неравноценность вызывает у военнослужащих много вопросов. Более того, оно ставит их перед сложным выбором. С учетом того, что в некоторых случаях право выбора формы обеспечения жильем возможно лишь единожды, такой выбор оказывается жизненно важным, так как выбранная форма обеспечения жильем может оказаться либо выгодной, либо невыгодной для конкретного военнослужащего.
Одна из вышеприведенных форм реализации жилищных прав военнослужащих практически не работает. Речь идет о предоставлении жилых помещений в арендуемых жилых помещениях.
Действительно, возможность предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях зависит от наличия таковых.
Для получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений одного только желания самого военнослужащего мало. Необходимо наличие определенных условий, которым относятся:
- признание военнослужащего нуждающимся в получении служебного жилого помещения по месту военной службы и
- его необеспеченность служебным жилым помещением или жилым помещением в общежитии по месту военной службы.
При этом в случае обеспечения по месту военной службы служебным жилым помещением или же жилым помещением в общежитии указанные военнослужащие уже не могут претендовать на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Если военнослужащий вступил в жилищно-строительный (жилищный) кооператив или получил земельный участок для строительства жилого дома, то в будущем при наступлении соответствующих условий он уже не сможет другие формы реализации своих жилищных прав.
Кто может претендовать на жилищную субсидию
Жилищная субсидия военнослужащим положена не всем нуждающимся в жилье. Претендовать на неё могут только некоторые категории и при определенных условиях. Более подробная информация об этом приведена ниже.
Граждане, отслужившие определенный срок
Если говорить о жилищной субсидии для приобретения или строительства жилья, то претендовать на неё военнослужащие могут при достижении ими общей продолжительности военной службы 20 лет и более и при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Необходимо отметить следующее важное обстоятельство. Рассматриваемые военнослужащие могли ранее приобрести жилые помещения или построить дом. Причем они могли это сделать через жилищно-строительные кооперативы или получение земельных участков. В таких случаях возможность получения жилищной субсидии становится достаточно проблематичной. Точно такие же проблемы возникают при получении жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно.
В частности, если военнослужащий приобрел жилое помещение (жилой дом) через жилищно-строительный (жилищный) кооператив или по договору купли-продажи, то его право на получение жилищной субсидии зависит от того, какова общая площадь приобретенного (построенного) жилого помещения (жилого дома). Лишь в том случае, если общая площадь приобретенного (построенного) жилого помещения (жилого дома) меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в избранном военнослужащим постоянном месте жительства, он может рассчитывать на получение жилищной субсидии.
Более того, в случае получения военнослужащим земельного участка для строительства индивидуального жилого дома от органа государственной власти или органа местного самоуправления в качестве нуждающегося в получении жилого помещения он снимается с учета нуждающихся в получении жилья. В этом случае он уже не сможет реализовать жилищные права в иной форме.
Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года
Военнослужащие данной категории обладают самым широким кругом специальных жилищных прав. Более того, у них есть более широкие возможности выбора и изменения формы обеспечения жильем.
Указанные военнослужащие в период прохождения военной службы имеют право на получение субсидии. Её можно использовать для приобретения или строительства жилья. Кроме того, они могут:
- получать жилые помещения в общежитиях;
- претендовать и получать служебные жилые помещения;
- получать для временного проживания арендуемые воинскими частями жилые помещения;
- заключать договор социального найма и получать жилые помещения по такому договору;
- получать жилые помещения в собственность бесплатно;
- оформлять получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений;
- вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы;
- получать земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов;
- участвовать в гражданско-правовых сделках в целях приобретения жилого помещения.
Обращаем внимание, что жилищная субсидия военнослужащим не является единственной возможностью решить жилищный вопрос. Военнослужащие указанной категории имеют право также на получение государственного жилищного сертификата. Это возможно при увольнении с военной службы и при наличии соответствующих оснований и условий.
Одну из перечисленных выше форм реализации жилищных прав военнослужащие могут использовать в случае отказа от получения субсидии.
Обращаем внимание, что на полученную жилищную субсидию военнослужащий может приобрести жилое помещение не только по месту военной службы, но и в любом населенном пункте как на территории РФ, так и за ее пределами.
Какого-либо запрета в части, касающейся места нахождения приобретаемого жилого помещения, действующее законодательство не содержит. Имеется единственное ограничение в отношении использования жилищной субсидии. Оно состоит в том, что субсидию можно использовать исключительно в целях приобретения или строительства жилья. При условии, что военнослужащие утрачивают основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
При приобретении на полученную жилищную субсидию жилого помещения в населенном пункте, отличном от места прохождения военной службы, военнослужащие сохраняют по месту военной службы право на получение служебных помещений, жилых помещений в общежитиях, жилых помещений, арендуемых воинскими частями. Более того, они сохраняют право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.