Можно ли вернуть деньги за билет на поезд

У любого гражданина может возникнуть необходимость вернуть деньги за неиспользованные железнодорожные билеты в случае его отказа пассажира от поездки. Такой возврат стоимости билетов возможен, но только при выполнении определенных условий и соблюдения порядка возврата билетов.

Порядок и условия возврата стоимости билетов зависят, в частности, от того, на какой поезд – дальнего следования или пригородный — приобретен билет, который гражданин возвращает.

Возврат стоимости билета на поезд дальнего следования

Правила и порядок возврата неиспользованного билета на поезда дальнего следования установлены Правилами, утвержденными Правительством РФ и Минтрансом РФ.

В соответствии с этими правилами пассажиру должны быть возвращены следующие суммы (они зависят от времени возврата билета):

  • сумма стоимости проезда, состоящая из стоимости билета и стоимости плацкарты, плата за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи — в случае возврата билета не позднее чем за восемь часов до отправления поезда;
  • сумма стоимости билета и 50% стоимости плацкарты, плата за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи — в случае возврата билета менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда;
  • сумма стоимости билета (стоимость плацкарты не возвращается), плата за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи — в случае возврата билета менее чем за два часа до отправления поезда.

При этом сбор за резервирование мест в поездах дальнего следования в любом случае не возвращается. То есть эти деньги, входящие в стоимость билета на поезд, пассажир вернуть не сможет.

Для возврата денег за неиспользованный билет гражданин должен предъявить удостоверяющий его личность документ, номер которого указан в билете. Возврат денег за неиспользованный билет, приобретенный со скидкой, производится исходя из средств, уплаченных за проезд. Заявление на возврат стоимости билета, приобретенного с использованием мобильного приложения или сайта перевозчика (владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования), может быть подано также через Единый портал госуслуг.

Для некоторых поездов международного сообщения установлены особые условия возврата. Кроме того, правила возврата билетов на такие поезда могут быть установлены международными соглашениями.

Обращаем внимание на то, что некоторые билеты не предусматривают возможность получения обратно стоимости проезда при их возврате. Поэтому если билет куплен по такому тарифу, то вернуть его стоимость можно только в случае:

  • внезапной болезни пассажира или совместно следующего с ним члена семьи (супруга, родителя (усыновителя) или ребенка, в том числе усыновленного);
  • смерти члена семьи;
  • получения пассажиром травмы в результате несчастного случая;
  • отмены или задержки отправления поезда либо непредоставления пассажиру места, указанного в билете.

Перечисленные выше случаи должны быть подтверждены соответствующими документами.

В связи с коронавирусной инфекцией может быть временно ограничено движение через железнодорожные пункты пропуска через государственную границу РФ.

Поэтому, если отправление поезда дальнего следования отменено в связи с распространением COVID-19, пассажир имеет право:

  • осуществить поездку по приобретенному билету до указанной в нем станции, в вагоне того же типа и класса, а также провезти багаж не позднее 12 месяцев после прекращения соответствующих обстоятельств;
  • получить полную стоимость проезда и провоза багажа.

При этом перевозчик должен разместить на своем сайте информацию об отмене отправления поезда и о действиях пассажиров, оформивших билеты на него.

Возврат денег за билеты на пригородные поезда

А если надо вернуть деньги за билеты на пригородный поезд (электричку)? В этом случае тоже действуют установленные правила. Ключевым моментом является указание в билете места. При этом количество возвращаемых денег для билетов с указанием мест зависит от времени возврата. В частности, пассажир получает:

  • полную стоимость билета в случае возврата билета до отправления поезда при отмене его отправления или задержке отправления более чем на час;
  • полную стоимость билета за вычетом сбора за оформление возврата денег — при возврате не позднее, чем за два часа до отправления поезда;
  • половину стоимости билета за вычетом сбора за оформление возврата денег — при возврате менее чем за два часа до отправления поезда.

Если пассажир купил билет для разовой поездки без указания места, то в общем случае он не сможет вернуть деньги за билет, так как возврат стоимости билета для таких поездок не производится. Но есть исключения. Они относятся к случаям незапланированного перерыва в движении поездов пригородного сообщения более чем на час. Если такое происходит, то возврат стоимости билета производится только в часы незапланированного перерыва в движении таких поездов на станции отправления пассажиров.

Для получения денег за неиспользованный билет гражданин должен предъявить удостоверяющий его личность документ, номер которого указан в билете. При этом заявление на возврат стоимости железнодорожного билета, приобретенного с использованием мобильного приложения или сайта перевозчика (владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования), можно подать также через Единый портал госуслуг.