Из-за пандемии коронавируса было отменено большое количество оплаченных заранее туристических поездок. Многие россияне потеряли свои деньги, так как не получили оплаченную услугу. Относительно недавно Правительство РФ утвердило правила компенсации гражданам их затрат путем возврата денежных средств, либо путем предоставления равнозначного тура. Более подробную информацию вы найдете в статье.
Либо возврат денег, либо равнозначная поездка
Гражданам, у которых вследствие пандемии аннулировали туры, должны будут вернуть деньги или перенести поездку, предложив удобные для них даты в пределах периода до 31 декабря 2021 года. Эта обязанность возлагается на туроператоров, то есть они должны будут либо выплатить деньги за отмененные туры, либо организовать другую поездку. По той же схеме должны будут действовать и отели при отказе клиента от брони.
Обращаем внимание, что новые правила распространяются только на турпоездки:
- приобретенные у туроператора или турагентства;
- договор на которые заключен до 31 марта 2020 года, включительно;
- которые должны были состояться в 2020 или 2021 годах.
Другими словами, туроператор должен не позднее 31 декабря 2021 года предоставить гражданину:
- либо уже оплаченный ранее тур;
- либо равнозначную поездку. Предложение о равнозначной поездке взамен отмененной туроператор должен письменно уведомить гражданина до 22 сентября 2020 года. В случае согласия с гражданином заключается дополнительное соглашение.
Полезно знать, что турпоездка считается равнозначной, если совпадают:
- программа пребывания;
- маршрут;
- условия проживания;
- категория гостиницы;
- питание;
- услуги трансфера;
- дополнительные услуги.
По новым правилам за равнозначную турпоездку нельзя требовать с гражданина доплату. Это означает, что если, например, поездка была оплачена в январе 2020 года, а к октябрю аналогичный тур подорожал, то гражданин ничего доплачивать не будет.
Если же гражданин не согласен на замену тура, то он вправе расторгнуть договор с туроператором и потребовать возврата денег. Для этого гражданин должен подать туроператору письменное требование (претензию). Новыми правилами предусмотрена возможность для операторов возвращать денежные средства до 31 декабря 2021 года.
Гражданам, в связи с этим, полезно знать, что туроператор должен вернуть деньги с процентами — 1/365 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день пользования средствами гражданина. Проценты начисляются со дня подачи письменного требования о возврате до фактического перечисления денег гражданину.
Кому деньги вернут быстрее, чем другим
Отдельным категориям граждан деньги, уплаченные за путевку, туроператоры должны вернуть гораздо быстрее, а именно, в течение 90 календарных дней с момента предъявления требования о возврате.
К таким категориям граждан относятся:
- лица старше 65 лет;
- те, кто после 23 июля 2020 года оказался в трудной жизненной ситуации, в частности, официально стал безработным (с регистрацией в центре занятости), находится на длительном — более 2 месяцев подряд — больничном, приобрел инвалидность.
Перечисленные выше обстоятельства необходимо подтверждать документально.
Поэтому к требованию о возврате денег льготные категории граждан должны прикладывать документы, соответствующие их ситуации:
- или копию листка нетрудоспособности;
- или справку об инвалидности;
- или документ из органа занятости.
Кроме того, до конца 2020 года туроператоры обязаны вернуть деньги всем гражданам за все те поездки, которые не состоялись к 24 июля 2020 года, если эти граждане не были письменно уведомлены до 22 сентября 2020 года о замене тура.