Как получить компенсацию при задержке самолета?

При задержке рейса самолета пассажир, кроме отказа от полета, может потребовать от авиаперевозчика различные выплаты, которые в обиходе называют компенсацией, а также может рассчитывать на бесплатные услуги, в том числе по обеспечению питанием.

Наиболее распространенным требованием является требование о компенсации, под которой понимается возмещение убытков, компенсация морального вреда и взыскание штрафа с авиакомпании.

Что такое задержка рейса

Задержкой рейса признается перерыв в воздушной перевозке по вине авиаперевозчика или вынужденная задержка самолета при отправке и (или) в полете.

В случае задержки рейса время ожидания отправления рейса (то есть фактическое время задержки) начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.

Задержка рейсов является одной из самых распространенных проблем, связанных с авиаперевозками.

Основными причинами задержки рейсов могут являться технические неисправности самолета, плохие погодные условия, позднее прибытие самолета. Рассмотрим эти причины подробнее:

  • Неблагоприятные погодные условия. Например, зимой при ледяном дожде, метели и/или снегопаде пропускная способность полос существенно (до полутора и более раз) снижается. Это связано с необходимостью очистки взлетно-посадочных полос. Кроме того, самолеты обрабатывают специальными составами против обледенения. Гроза также увеличивает задержки авиарейсов, так как в грозу самолетам нельзя взлетать или садиться.
  • Технические неисправности. Данная причина встречается реже, чем непогода. Но, к сожалению, самолеты иногда ломаются.
  • Позднее прибытие самолета. Фактически является следствием предыдущей задержки, которая, например, могла быть вызвана непогодой в аэропорту, откуда прилетел самолет.
  • Отсутствие резервных самолетов также может стать причиной задержек вылетов.
  • Нередко причиной задержки вылета являются сами пассажиры, которые теряют документы, дебоширят после посадки в самолет и т.п.

На что имеет право пассажир при задержке самолета

Воздушным кодексом и некоторыми законодательными актами для пассажиров в случаях задержки вылета самолета предусмотрены определенные права.

К ним, в частности, относятся:

  1. право на отказ от полета. При задержке авиарейса такой отказ от перевозки считается вынужденным. Поэтому авиаперевозчик обязан вернуть пассажиру стоимость авиабилета даже в том случае, если билет являлся невозвратным;
  2. право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Так, пассажир вправе обратиться к авиакомпании с претензией о возмещении убытков, которые он понес в связи с задержкой рейса. Чаще всего такие претензии возникают в связи с опозданием на поезд, со срывом заранее оплаченных экскурсий и т.п. Если пассажир решается на обращение c претензией к авиаперевозчику, то нужно учесть, что:
    • к претензии ему придется приложить копии документов, подтверждающие понесенные убытки;
    • претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения;
    • у пассажира есть шесть месяцев со дня задержки рейса на предъявление претензии;
  3. право на взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения. Такой штраф устанавливается в размере 25% установленного МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости авиабилета. Однако следует отметить, что пассажир может рассчитывать на реальное взыскание штрафа, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности самолета, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика;
  4. право на предоставление услуг при ожидании вылета задержанного самолета. Более подробную информацию об этих правах и услугах вы найдете в следующем разделе.

При международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность, установленную соответствующими международными договорами РФ.

На какие услуги имеет право пассажир при задержке рейса

Помимо прав, указанных в предыдущем разделе, пассажир при задержке авиарейса имеет право на бесплатное предоставление ему перевозчиком дополнительных услуг, оказываемых в аэропорту в течение периода ожидания задержанного самолета.

Эти дополнительные услуги включают:

  • организацию хранения багажа;
  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • обеспечение прохладительными напитками, а также два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов. При дальнейшей задержке рейса питание предоставляется каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время, а также доставку пассажиров транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно.
юрист-советник